Урок - игра «Верю – не верю. Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы Разработка игры верю не верю по истории

4. Шариковая ручка сначала применялась только военными летчиками? (Да.)

5. В Африке выпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызть что попало? (Да.)

6. В некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля? (Нет.)

7. Римляне носили штаны? (Нет, они носили туники и тоги.)

8. Если пчела ужалит кого-либо, то она погибнет? (Да.)

9. Правда ли что, пауки питаются собственной паутиной? (Да.)

10. В одном корейском цирке двух крокодилов научили танцевать вальс. (Нет.)

11. На зиму пингвины улетают на север? (Нет, пингвины не умеют летать.)

12. Если камбалу положить на шахматную доску, она тоже станет клетчатой. (Да.)

13. Спартанские воины перед битвой опрыскивали волосы духами. (Да, это единственная роскошь, которую они себе позволяли.)

14. Мыши подрастая становятся крысами? (Нет, это два разных отряда грызунов.)

15. Некоторые лягушки умеют летать? (Да, в тропических лесах Азии и Африки.)

16. Дети могут слышать более высокие звуки, чем взрослые? (Да.)

17. Глаз наполнен воздухом? (Нет, глаз наполнен жидкостью.)

18. Утром вы выше ростом, чем вечером? (Да.)

19. В некоторых местах люди по-прежнему моются с помощью оливкового масла? (Да, в некоторых жарких странах, где не хватает воды.)

20. Летучие мыши могут принимать радиосигналы? (Нет.)

21. Совы не могут вращать глазами? (Да.)

22. Лось является разновидностью оленя? (Да.)

23. Жирафы по ночам отыскивают с помощью эха листья, которыми питаются? (Нет.)

24. Дельфины - это маленькие киты? (Да.)

25. Рог носорога обладает магической силой? (Нет.)

26. В некоторых странах жуков-светляков используют в качестве осветительных приборов? (Да.)

27. Мартышка обычно бывает размером с котенка? (Да.)

28. Счастливая монета Скруджа была достоинством в 10 центов? (Да.)

29. Дуремар занимался продажей лягушек? (Нет, пиявок.)

З0. Мойву эскимосы сушат и едят вместо хлеба? (Да.)

31. Радугу можно увидеть и в полночь? (Да.)

32. Больше всего репы выращивают в России? (Нет, в Америке.)

33. Слон, встречаясь с незнакомым сородичем, здоровается следующим образом - кладет ему хобот в рот? (Да.)

34. Настоящее имя Ганса Христиана Андерсена было Свенсен? (Нет, Ганс.)

35. В медицине диагноз "синдром Мюнхгаузена" ставится пациенту, который много врет? (Нет, такой диагноз ставят пациенту, у которого постоянное желание лечиться.)

36. Рост Конька - Горбунка составляет два вершка? (Нет, три.)

37. Первое место среди причин гибели от несчастных случаев в Японии в 1995г. заняли туфли на высоком каблуке? (Да, почти 200 японок погибли от падения с высоких каблуков.)

Второй вариант. Игра "Правда и мифы о животных"

1. Самые многочисленные живые существа планеты - комары. (Миф. Муравьи: их больше, чем растений и животных, вместе взятых.)
2. В России на шоссе ежегодно гибнет около 10 миллионов лягушек и жаб. (Правда.)
3. Обезьяна-ревун - самое шумное существо на планете. (Правда. Ее крики слышны на расстоянии 16 км.)
4. Корова - первое прирученное животное. (Миф. Собака.)
5. Зубры и лоси терпеть не могут соль. (Миф. Они ее просто обожают.)
6. По стрекотанию домового сверчка можно определить температуру воздуха. (Правда. Температура по Фаренгейту равна 50+(r-40):4, где r - число стрекотаний в минуту.)
7. Цапля при росте более одного метра и при размахе крыльев до двух метров весит всего 2 кг. (Правда.)
8. Любимое лакомство ежей - яблоки. (Миф. Ежи яблоки не едят.)
9. Чтобы обеспечить всех россиян в год тремя парами обуви из натуральной кожи, нужно забивать около 7 млн. животных. (Правда.)
10. Хамелеон может долго обходиться без еды, почти целый год. (Правда.)
11. Рыб с тремя глазами не существует. (Миф. У рыбы миноги 3 глаза.)
12. Известно: чтобы сшить каракулевую шубу, нужно 35-40 ягнят. Правда ли, что для шубы из искусственного каракуля достаточно нескольких сот граммов вискозного волокна, которое получают из древесины? (Правда.)
13. Во время зимней спячки медведь сосет лапу. (Миф. Медведь лапу не сосет.)
(Автор Читиков В.)

Третий вариант. Игра "Верю - не верю" на разные темы

1. В Греции на острове Кефалиния есть река, которая течет вверх. (Да.)

2. Страус гану (единственный из всех страусов, умеющий летать) строит свои гнезда на ветвях эвкалиптов на высоте 20 метров. (Нет такого страуса.)

3. Слово "каравай" пришло от коровьей лепешки, которую так и называли. (Да.)

4. На реке Меконг золото добывают с помощью ртути. (Да.)

5. Менделеев получал томатный сок, растворяя помидоры в соляной кислоте. (Нет.)

6. Лягушка "мадагаскарский дракон", названная так из-за своего уродливого вида и огромных размеров, съедает в день от 200 г до 1 кг пищи. (Нет такой лягушки.)

7. Цыгане учили танцевать медведей на раскаленном железе. (Да.)

8. Правда ли, что Ленин сказал: "Я много учился, учился и еще раз учился для того, чтобы хоть немного знать, знать и еще раз знать"? (Нет.)

9. Говорят, крыса умнее кошки. Так ли это? (Да.)

10. Пыльца тропического цветка архидеариуса имеет возбуждающее свойство. (Нет такого цветка.)

11. В каменном веке "валентинки" выбивали на каменных плитках. (Нет.)

12. Во время брачного периода самцы лягушек краснеют. (Нет.)

13. В африканском племени тагери перед свадьбой запрещается есть 18 дней. Именно столько нужно для полного очищения организма от холостой жизни. (Нет такого племени.)

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Методы активного обучения

Игра «Верю не верю»

БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Асхабова Светлана Сайпуллаевна

Покачи

2017

Методы активного обучения

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.

Методы обучения - приемы и способы, совместной работы обучающего и обучаемых по передаче и усвоению знаний, умений и навыков, а также по развитию способностей и профессиональных качеств, необходимых в практической деятельности.

Методы активного обучения - это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

Вынужденной активностью обучения;

Самостоятельной выработкой решений обучаемыми;

Высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;
- преимущественной направленностью на развитие или приобретение умений и навыков;

Постоянной связью учащихся и учителя и контролем за самостоятельной работой обучения.
Активные методы обучения делятся на два типа: активные методы обучения 1-го типа ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность. Но в них отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации; активные методы обучения 2-го типа (имитационные) подразделяются на неигровые и игровые.

Почетное место на уроках биологии занимают игровые моменты.

Игры знакомы с детства каждому человеку. В процессе игры развиваются способности человека, раскрываются его возможности и создаются условия для обмена информацией. Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрои, активизирующий учебный процесс.

Все дидактические игры можно классифицировать на классно-урочные игры и внеклассные игры.

И те и другие должны характеризоваться следующими признаками:
- Строгие правила, которые лучше не нарушать;

В игре должен принимать участие весь класс;

Игры с возрастом должны усложняться.

Учебная игра выполняет несколько функций:

Оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор;


- учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи;

Мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.
- важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
-содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них

Игра «Верю не верю»

Игра проводится среди обучающихся 1 курса группы ПАМ- 116

Цель : формирование экологической культуры и экологической

компетентности обучащихся

Задачи : Формирование естественнонаучной компетентности обучащихся. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе, Земле, чувства ответственности за нее. Воспитание творческого отношения к решению экологических проблем. Развитие наблюдательности и мыслительной деятельности подростков.

Мероприятие проводится в форме игры «Верю не верю»

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор

Ход игры

I.Вступление

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть, поиграть дружно, задорно, весело. Сегодня у нас интересное состязание в остроумии и знании. Наша интеллектуальная игра посвящена экологическим проблемам. Называется она “Веришь - не веришь”.

Игра любит детей находчивых.

Думай, если ты неглуп,

Отвечай доходчиво.

Пусть веселая игра знать тебе поможет:

Почему? Зачем? Когда?

Всё узнать ты сможешь.

Проигравших здесь не будет,

Победит лишь знание.

Не беда, что трудно будет,

Прочь отбрось страдание.

Условия игры:

    Игра проводится между двумя командами. Просим команды занять приготовленные места.

    Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на обдумывание ответа не более 15 секунд, вы должны ответить верите вы или нет. За каждый верный ответ команда получает по 1 баллу, за дополнение к ответу - 0,5 балла.

    Соблюдайте тишину, за нарушение дисциплины у команды будут снимать баллы.

II. Представление команд

III. Вопросы игры: Ну, а теперь вопросы командам. Вопросы начинаются со слов “Верите ли вы?”

Верите ли вы, что…

    Верите ли вы, что основным загрязнителем окружающей среды в городских условиях является транспорт. Да

    Книга, в которую заносят редких растений и животных, называется зеленой . Нет

    Основное правило безопасности после хорошо проведенного дня на природе- это потушить костер и убрать за собой мусор? Да

    В тундре грибы бывают выше деревьев. Да

    У каждого человека индивидуальный отпечаток языка. Да

    3. В штате Флорида существует закон, который разрешает обезьянам водить автомобиль. Нет . Закон запрещает им водить автомобиль.

    В Германии на автострадах есть специальные переходы для лягушек и жаб на случай гололеда. Да

    Можно есть плоды колбасного дерева. Нет

    В 1983 году японец Цутому сумел на человеческом волосе написать: «Пекин. Китай». Нет . Он написал "Токио. Япония".

    Арабы называют Нил «Эль-бар», что означает «море». Да

    Бамбук самая высокая трава в мире. Да

    Лошадь фыркает, чтобы предупредить об опасности. Нет , прочищает нос, чтобы лучше чуять, где опасно.

    На луну воют только волки-одиночки. Нет.

    На картах США обозначено пять океанов. Да

    Некоторые млекопитающие могут поворачивать шею на 270 градусов. Да , например, ленивцы.

    Лоси могут ходить по болотам, потому что у них на ногах перепонки. Да

    Только развитие автомобильного транспорта в США стабилизировало численность популяций домовых воробьев в городах. Да , поскольку исчезли основные источники корма - фуражные склады и навоз. До этой поры количество воробьев не удавалось уменьшить никакими силами.

    Толщина озонового слоя -10 мм. Нет , 3мм

    Поглощение растениями энергии Солнца является необходимым условием существования биосферы. Да

    Наиболее эффективным способом сохранить окружающую среду для будущих поколений является активное участие в исполнении законов по охране окружающей среды. Да

IV. Подведение итогов игры

Урок - игра «Верю – не верю»

Учитель: Сегодня будет проведена игра «Верю – не верю». Темы всех вопросов будут только из области информатики. Вы узнаете много нового и необычного из мира компьютеров. Вначале я буду ведущим и буду задавать вопросы, которые будут начинаться со слов «верите ли вы…», а вы будете отвечать либо «верю», либо «не верю». Далее я расскажу, какой был правильный ответ. Так за каждый правильный ваш ответ, вы получаете балл. В конце урока за определенное количество баллов вы получите отметку. И так я начинаю…

(5 вопросов)

Ученики: отвечают на воросы, за правильные ответы получают балл.

Учитель: теперь вы разделитесь на 4 группы и каждый начинает подготавливать не менее 5 вопросов. Для этого вы можете использовать Интернет, я вам подобрала список ссылок, где вы найдете интересную информацию из области информатики. К тому же вы можете воспользоваться своей фантазией и придумать вопросы. Далее мы устраиваем турнир.

В 1 туре вы состязаетесь в своей группе, где каждый по очереди задаёт по 2 вопроса своим противникам. Таким образом по итогам 1 тура в каждой из 4 групп появляется победитель.

Во втором туре у нас будет 2 группы по два победителя первого тура в каждой группе. Теперь вы задаете по очереди только 1 вопрос. По итогам второго тура определяется 2 победителя (по одному из каждой группы).

И теперь оба победителя соревнуются в финале, задавая по одному вопросу.

Таким образом вычисляется победитель, который получает две 5 за урок, остальные получают отметки в соответствии с баллами.

За каждый правильный ответ вы получите балл, если вы задали интересный вопрос, то я добавлю еще 2 балла.

Критерий отметок:

18 баллов и больше– «5»

13 – 17 баллов – «4»

8 – 12 баллов – «3»

менее 8 баллов – «2»

Ученики составляют вопросы и играют в игру, набирая баллы

Учитель следит за ходом игры, в конце урока подводит итог, выставляя отметки каждому ученику.

Таблица оценивания

ученика. И. Ф

Вопросы

1 тур соревнования

2 тур соревнования

финал соревнования

Количество баллов

Итоговая отметка

0

1 тур 2 тур Финал

Участники

1 тура

Победители

1 тура

Победители

2 тура

Победитель игры


Ф. И. участников

Ф. И. участников

Ф. И. участников

Ф. И. участников


Ф. И. участников

Ф. И. участников


Ф. И. финалистов

(Если остается на уроке время можно провести еще раз игру, у учителя заранее подготовлены еще 6 вопросов)

Вопросы:

1. Верите ли вы, что калькулятор являются первой вычислительной машиной?

(нет, это были счеты)

2. Верите ли вы, что дочь поэта Байрона была первым прогрммистом?

(да, в честь нее назван язык программирования Ада)

3. Верите ли вы, что первой компьютерной игрой была игра TANK?

(нет, в далеком шестьдесят первом году двадцатого века в Массачусетском Технологическом (знаменитый MIT ) на одном из мэйнфреймов впервые родилась компьютерная игра под названием SpaceWar . Суть игры - прародительницы была весьма проста : два небольших кораблика летали по экрану и стреляли друг в друга снарядами . Так что первый в мире жанр это , безусловно , аркада)

4. Верите ли вы, что уже сейчас существует ткань передающая информацию, т. е. существует клавиатура из ткани?

(да, ткань ElekTex состоит из нескольких слоев , в том числе электропроводящего слоя и защитного покрытия . Главная особенность ElekTex заключается в том , что этот материал " чувствует " прикосновения к своей поверхности . Причем ткань регистрирует не только точку приложения давления , но и силу и даже направление нажатия . При этом ElekTex сохраняет основные свойства традиционной ткани : материал можно мять , сворачивать и стирать )

5. Верите ли вы сущесвует ткань, которую можно использовать в качестве мониторов?

(Да, компания Philips представила на международной выставке бытовой электроники IFA 2005 необычную разработку - фотонный текстиль . Это ткань , в которую встроены светодиоды , что позволяет использовать ее в качестве дисплея . Сложные интерактивные системы теперь можно разместить на одежде , полотенцах , обивке мебели и занавесках)

6. Верите ли вы в то, что уже существует трехмерный дисплей?

(да, http://*****/222451/)

7. Верите ли вы, что международные стандарты качества для компакт-дисков носят названия «красная книга», «Желтая Книга», «Белая Книга»?

(да, Качество воспроизведенных Носителей должно соответствовать международным стандартам качества: «PHILIPS /SONY » - «Красная Книга» для компакт-дисков формата «CD -AUDIO », «Желтая Книга» для компакт-дисков формата «CD -ROM », «Белая Книга» для компакт-дисков формата «VIDEO -CD », «BOOK A -ROM », «BOOK B » для компакт-дисков формата «DVD -VIDEO » и «BOOK C » для компакт-дисков формата «DVD -AUDIO ».)

8. Верите ли вы, что первый персональный компьютер был собран на производственном комбинате с численностью рабочих около миллиона?

(нет, его собрали в гараже одним гением и одним пройдохой?)

9. Верите ли вы что существует принтер с возможностью записи дисков?

(да, http://www. *****/news/detail. php? ID=1501 )

10. Верите ли вы, что Intel отказывается от бренда Pentium?

11. Верите ли вы, что 1 КБ читается как кибибайт, 1 МБ читается как мебибайт, 1 ГБ читается как гибибайт?

http://www. server. md/news/

новости информационного портала

http://www. server. md/articles/

cтатьи информационного портала

все последние новости о «железе» компьютеров

Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.

ИГРА «ВЕРЮ- НЕ-ВЕРЮ»

Дети - невероятно доверчивые существа. А если информация поступает из уст взрослых, то это звучит как аксиома, которая воспринимается безоговорочно. Научите своего малыша рассуждать, и пусть он не спешит все принимать на веру. Итак, вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, это правда или выдумка. Примеры фраз:

«Все люди спят».

«Все яблоки сладкие».

«Дождь бывает холодный и теплый».

«Все животные впадают в зимнюю спячку».

«Летом мы ходим в шубах».

«Слоны умеют летать».

«Арбузы растут на деревьях».

«Корабли плавают по суше».

«Зимой всегда пасмурно».

«Солнце светит только утром и вечером».

«Ни один человек не может жить без воды».

Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы. Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения.

Примеры фраз:

«Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)

«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)

«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой - например, на полюсах.)

«По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)

«Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин.)

«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.

Примеры заданий:

«Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание).

«Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники).

«Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары).

«Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт).

«Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена).

«Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды).

«Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).

ИГРА «АССОЦИАЦИЯ»

У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись». Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.

Примеры заданий:

Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).

Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).

Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).

Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).

«Дорисуй фигуру»

Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек).

Попросите ребенка дорисовать вторую половину. Как показывает практика, далеко не всегда дети понимают это задание и дорисовывают фигуру в «вольном стиле». Чтобы увидеть симметрию, можно приложить зеркальце к оси. По зеркальному отражению ребенку будет легче нарисовать вторую половину, строго следуя по клеткам. Эта игра может усложняться формами и цветом.

«Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество - процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды». (Из книги Тома Вуджека «Тренировка ума»)

Игры на развитие творческого мышления дошкольников

«Что будет, если?..»

Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы. Примеры заданий:

Что будет, если...

Человек перестанет есть?

Не выключить кипящий чайник?

Оставить холодильник открытым?

Носить тесную обувь?

Не чистить зубы?

Забить мяч в окно?

Съесть десять порций мороженого сразу?

Дразнить соседскую собаку?

Ходить задом?

Не спать?

Посадить цветы в песке?

Сесть на ежика?

Человек научится летать?

«Образы»

Проведите простой эксперимент: нарисуйте на листе одну окружность, а внутри нее - другую, диаметром в два раза меньше. Спросите у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное - не останавливайтесь на одном варианте ответа. Учите ребенка искать много новых идей, опираясь на одну данность. Это поможет ему в решении многих жизненных вопросов. Такой подход расширяет сознание и выводит на поиск нестандартных решений. Находите необычное в простых вещах, которые вас окружают. Например: «На что похоже облако? Что напоминает рисунок на ткани? А эти причудливые разводы на кафеле?»

«Новый человек»

Предложите ребенку нарисовать землянина, который в некотором смысле похож на инопланетянина. Как бы мог выглядеть человек еще, кроме того, каким он является? Пусть ребенок «перекроит» тело человека по-новому. Это творческое задание хорошо отражает отношение ребенка к собственному телу. И его рисунок будет своеобразным посланием для психологов. То, что ребенок укрупняет, выпячивает в теле, имеет для него важный смысл. То, что он «забывает» нарисовать, уходит в область подсознательного в виде страхов и негативных переживаний.

«Непослушный карандаш»

Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему нарисовать закорючки. Пусть он представит, что в его руки попал непослушный карандаш, который рисует, что ему вздумается. Нарисуйте около 10- 15 таких рисунков, затем рассмотрите их с разных сторон. Что получилось? На что они похожи? Какие образы вдруг проявились? Чтобы упражнение не выглядело, как задание, рисуйте закорючки вместе (каждый на своем листе).

«Какого вкуса небо?»

Большую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. Это научно доказанный факт. Все остальные органы восприятия (слух, обоняние, вкус, осязание) находятся как бы в «аутсайдерах». Это упражнение помогает «реанимировать» все те чувства, которые притупляются. Спросите: «Какого вкуса небо? Какой формы радость? Какой на ощупь страх?»

«Найди применение»

Самый известный пример о творческом применении предмета - это история с кирпичом.

Одна американская домохозяйка оказалась самой предприимчивой и неординарной в решении задачи с применением кирпича: она предложила положить его в сливной бачок унитаза, таким образом, сэкономив расход воды при сливе. Что ваш ребенок думает по поводу творческого кирпича? Как можно использовать обыкновенный платок, ящик, коробку со спичками, лист бумаги, палку и т. д?

I блок вопросов. «Школьная пора»

Веришь, что …
1. Урок – это уговор (у-говор – от слова «говорить»).
(Нет, это условие: у-словие).

2. В «дотетрадный период» у каждого школьника была своя аспидная доска (покрытая слоем сланца-аспида) в деревянной рамке.
(Да).

3. «Наша» доска восходит к латинскому discus – «кружок», «диск», «блюдо» и первоначально была маленьким кружком и походила на блюдо.
(Нет).

4. В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом.
(Да).

5. Из Германии XIX века классный журнал (используемый для записи только плохого: все жалобы и ябеды, нарушения и замечания, опоздания и драки и т.п.) в таком виде перекочевал в некоторые школы России, где до сих пор сохраняет своё предназначение.
(Нет).

6. На титульном листе первых сборников географических карт, изданных в 1595 году, изображался титан Атлант (по-гречески – Атлас), держащий на голове, согласно греческой мифологии, в наказание за участие в борьбе титанов против богов небесный свод. Отсюда и название – атлас.
(Да).

7. В книге «Алиса в стране чудес» Шляпник уверяет, что «рисовать патоку» значит «рис совать в патоку». Так ли это?
(Нет).

8. Слово ранец («заплечный походный мешок») было занесено к нам в XVII веке наёмными немецкими солдатами московских царей, а в XIX веке также стали называть ученические сумки, носимые на спине.
(Да).

9. Первоначально ученические ранцы изготовляли из свиной кожи.
(Нет – из тюленьей).

10. У слова «чернила» связь с корнем только историческая, оставшаяся с тех времён, когда чернила делались из сажи и были чёрными.
(Да).

12. В Японии дети пишут кисточкой с цветными чернилами.
(Да).

13. В Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок?
(Нет).

14. Шариковая ручка сначала применялась только военными лётчиками?
(Да).

15. В Африке выпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызть что попало?
(Да).

16. Есть грамматическое правило, согласно которому исконно русские слова не начинаются на букву «А».
(Да).

17. Слова «бодрость» и «чай» обозначаются одинаковыми иероглифами в японском языке.
(Да).

II блок вопросов. «Вокруг человека».

Веришь, что …

1. Великий римский император Юлий Цезарь носил лавровый венок, чтобы скрыть прогрессирующую плешивость.
(Да).

2. Судебные эксперты могут определить пол, возраст и расу человека, исследуя прядь его волос.
(Да).

3. Белокурые волосы растут быстрее, чем тёмные?
(Да).

4. Один волос может выдержать вес в 3 кг.
(Да).

5. Люди с голубыми глазами более чувствительны к боли, чем все остальные.
(Да).

6. Чихнуть с открытыми глазами невозможно.
(Да).

7. Глаз наполнен воздухом?
(Нет, жидкостью).

8. Радугу можно увидеть и в полночь?
(Да).

9. Королева Мадагаскара казнила своих подданных, если они являлись в её снах без предупреждения.
(Да).

10. Благодаря гравитации человек весит немного меньше, когда Луна находится в зените.
(Да).

11. Утром вы выше ростом, чем вечером?
(Да).

12. У Адама Райнера (1899 г.р.) из Австралии в 21 год рост был 1, 18 м. Потом он вдруг начал расти и к 30 годам от роду его рост достиг 2, 18 м.
(Да).

13. В возрасте 9 лет Эйнштейн не мог быстро говорить, и потому родители подозревали его в умственной отсталости?
(Да).

14. Женщины моргают примерно в два раза чаще, чем мужчины.
(Да).

15. Женщины быстрее мужчин осваивают иностранные языки.
(Да).

16. Среди выдающихся математиков мужчин в 12 раз больше, чем женщин.
(Да).

17. Мозг на 80 % состоит из воды?
(Да).

18. Средняя человеческая голова весит 3, 6 кг?
(Да).

19. Самые высокие в мире показатели коэффициента интеллекта IQ по стандартным тестам принадлежат двум женщинам?
(Да).

20. Мозг мужчин после 30 лет начинает сохнуть и к 60 годам может усохнуть на 30 %. У женщин такой процесс не наблюдается,
(Да).

21. Ганс Христиан Андерсен не мог грамотно написать практически ни одного слова? (Да).

22. По статистике, женатые мужчины живут на 8 лет дольше, чем холостые, а замужние женщины – на 8 лет меньше.
(Да).

23. Храпят во сне 48 % мужчин и только 22 % женщин.
(Да).

24. Женщины в два раза чувствительнее к алкоголю, чем мужчины.
(Да).

25. Женщины предпочитают сладкие блюда, а мужчины – солёные.
(Да).

26. Большинство людей теряют 50 % вкусовых ощущений к 60-ти годам?
(Да).

27. Чувство голода исчезает у человека через 21 минуту после того, как он съест кусочек хлеба?
(Да).

28. В Индии живёт интересное растение калир-канда, которое ещё называют «обмани желудок». Съев всего 1-2 листочка этого растения, человек чувствует сытость на протяжении целой недели, несмотря на то, что в составе листьев нет никаких питательных веществ.
(Да).

29. Жители островов Папуа Новой Гвинеи разговаривают почти на 700 языках (это составляет примерно 15 % от всех языков мира)?
(Да).

30. Самым ёмким на Земле словом считается «мамихлапинатана», что означает «глядеть друг на друга в надежде, что кто-либо согласится сделать то, чего желают обе стороны, но не хотят сами делать»?
(Да).

31. Когда вы краснеете, ваш желудок краснеет тоже?
(Да).

32. В XV веке считали, что красный цвет лечит. Больные надевали красное и окружали себя красными вещами?
(Да).

33. Отпечатки языка у всех людей индивидуальны?
(Да).

34. В XIV веке (1398 г.) через генуэзцев в России появилась водка, которая изготовлялась строго определёнными людьми (рецепт содержался в секрете), как лечебные капли и продавался в качестве лекарства?
(Да).

35. У человека меньше мускулов, чем у гусеницы.
(Да).

36. На теле одного живого человека живёт больше живых организмов, чем людей на Земле.
(Да).

37. Около 70 % живых существ Земли – бактерии.
(Да).

38. За всю свою жизнь человек вырабатывает столько слюны, что её хватило бы на 2 больших бассейна.
(Да).

39. Домашняя пыль на 70 % состоит из сброшенной кожи.
(Да).

40. В медицине диагноз «синдром Мюнхаузена» ставится пациенту, который много врёт?
(Тому, у которого постоянное желание лечиться).

41. Леонардо да Винчи потратил почти 12 лет, рисуя губы «Мона Лизы».
(Да).

42. Ги де Мопассан, Александр Дюма и многие другие французские деятели культуры подписали протест против… «уродования Парижа Эйфелевой башней».

43. Дуремар занимался продажей лягушек?
(Нет, пиявок).

44. Римляне носили штаны?
(Нет: туники и тоги).

45. Спартанские воины перед битвой опрыскивали волосы духами?
(Да, это единственная роскошь, которую они могли себе позволять).

46. По понедельникам случается на 25 % больше травм спины и на 33 % больше сердечных приступов?
(Да).

47. В мире раскрывается только 1 кража из 7?
(Да).

48. Согласно опросу общественного мнения в Японии, проведённому в 2000 году, наиболее важным японским изобретением XX века было признано караоке.
(Нет: караоке – вторым, первым — лапша быстрого приготовления.
Компакт-диск – пятым.).

49. Кристу Кингу из Петтисвилла, штат Огайо, США, 17 сентября 1991 г. удалось щёлкнуть кнутом длиной 56, 24 м (не считая рукоятки). Это самый длинный кнут, которым когда-либо был произведён щелчок.
(Да).

50. Непризнанное микро-государство Доминион Мельхиседека объявило большую часть Антарктиды частью своей территории.
(Да).

51. Самая большая высота, с которой когда-либо падало и не разбивалось яйцо, — 198 м. Рекорд установлен Дэвидом С. Доноху, находившимся на борту вертолёта 2 октября 1979 г. Яйца падали на площадку для игры в гольф в Токио, Япония.
(Да).

52. В некоторых странах люди по-прежнему моются с помощью оливкового масла?
(Да, в некоторых жарких странах, где не хватает воды).

53. В мире шоу-бизнеса выражение «Золотой диск» означает, что копий диска продано на миллион долларов, а «Платиновый диск» — что продано миллион копий диска.
(Да).

54. «Волосы Вероники» — это знаменитая причёска актрисы Вероники Кастро.
(Нет – это созвездие Северного полушария).

55. Диорама – это показ коллекции одежды Кристиана Диора, французского кутерье.
(Нет – это живописная картина с объёмным передним планом).

56. Чтобы покончить жизнь самоубийством с помощью кофе, нужно выпить 100 чашек подряд?
(Да).

57. Первое место среди причин гибели от несчастных случаев в Японии в 1995 году заняли туфли на высоком каблуке?
(Да, почти 200 японок погибли от падения с высоких каблуков).

III блок вопросов. «Секреты флоры и фауны»

Веришь, что …
1. В Древнем Египте абрикос называли «солнечным яйцом».
(Да).

2. Самые длинные корни обнаружены у дикого фикуса из Южной Африки. Они достигают 120 м.
(Да).

3. Челюсть кошек двигается только вверх и вниз. Челюсть собак – во всех четырёх направлениях.
(Да).

4. Если камбалу положить на шахматную доску, она тоже станет клетчатой?
(Да).

5. В одном корейском цирке двух крокодилов научили танцевать вальс?
(Нет).

6. Слон, встречаясь с незнакомым сородичем, здоровается, кладя ему хобот в рот?
(Да).

7. Жирафы по ночам отыскивают с помощью эха листья, которыми питаются?
(Нет).

8. Некоторые лягушки умеют летать?
(Да, в тропических лесах Азии и Африки).

9. К роду «капуста» относятся также репа, брюква и горчица?
(Да).

10. Больше всего репы выращивают в России?
(Нет, в Америке).

11. Мойву эскимосы сушат и едят вместо хлеба?
(Да).

12. Для приготовления майонеза используются яичные белки.
(Нет – желтки).

13. С давних времён на Руси для сохранности молока в сосуд с ним запускали лягушку.
(Да).

14. Ярко-красные яблоки могут вызвать аллергию.
(Да).

15. Свежие листья эвкалипта являются единственной пищей, которую потребляют коалы.
(Да).

16. Крокодилы ответственны более чем за 1 000 смертей на берегах Нила в год?
(Да).

17. Чёрная паучиха может съесть до 20 пауков в день?
(Да).

19. Летучие мыши могут принимать радиосигналы?
(Нет).

20. Совы могут вращать глазами?
(Нет).

21. Лось является разновидностью оленя?
(Да).

22. Рог носорога обладает магической силой?
(Нет).

23. Дельфины – это маленькие киты?
(Нет).

24. В некоторых странах жуков-светляков используют в качестве осветительных приборов?
(Да).

25. Если пчела ужалит кого-то, она погибает?
(Да).

26. Правда ли, что пауки питаются собственной паутиной?
(Да).

27. На зиму пингвины улетают на север?
(Нет).

28. Пингвин может прыгнуть на три метра в высоту?
(Да).

29. Наибольшая глубина погружения среди птиц была зафиксирована у берегов Антарктиды. Один из императорских пингвинов нырнул тогда на глубину 483 м?
(Да).

30. Скорость полёта шмеля 18 км в час; стрекозы до 96 км в час?
(Да).

31. Мыши, подрастая, становятся крысами?
(Нет).

32. У белых медведей чёрная кожа?
(Да).

33. Тигры имеют не только полосатый мех, но и полосатую кожу?
(Да).

34. Абсолютно слепой хамелеон по-прежнему может принимать цвет окружающей его среды.
(Да).

35. Натуральный шёлк – это ткань растительного происхождения.
(Нет, животного).

36. Кирза – это натуральная кожа.
(Нет – искусственная).

37. В мире людей больше, чем кур?
(Нет).

38. Когда горилла злится, она высовывает язык?
(Да).

39. Козёл отпущения — в иудаизме особое животное, которое после символического возложения на него грехов всего народа отпускали в пустыню?
(Да).

40. Красный гигант – звезда Бетельгейзе, имеет диаметр больше, чем орбита движения Земли вокруг Солнца?
(Да).

41. На Панамском перешейке есть деревья, которые имеют не обычные, округлые, а четырёхгранные стволы?
(Да).

42. Поскольку на североамериканском полуострове Флорида и островах Латинской Америки растёт так называемое мыльное дерево (сапиндус), при растирании созревших плодов которого образуется пышная мыльная пена, местные жители другим мылом и не пользуются.
(Да).

43. На Аравийском полуострове есть цветок, который называется «цветок смеха». Семя этого цветка размером с маленькую горошину способно вызвать у человека приступ смеха на протяжении получаса, после которого он засыпает. Местные жители используют «зёрна смеха» для утоления зубной боли?
(Да).

44. Самая маленькая птичка в мире – пчелиная колибри, обитающая на Кубе, весит она 1, 6 грамма, зато машет крыльями с частотой до 1 000 взмахов в минуту?
(Да).

45. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
(Да).

46. Самая маленькая наша птичка – королёк – уничтожает до 10 миллионов мелких частиц (насекомых) в год.
(Да).

47. Самые тяжёлые летающие птицы – это американские дрофы, даже весом более 19 кг, не утратили свою способность летать.
(Нет — есть неподтверждённые сведения о самце весом 21 кг,
который был слишком тяжёл, чтобы летать).

48. Молодой чёрный стриж, вставший на крыло, пролетает где-то 500 000 км, прежде чем впервые приземлиться, т.к. этот вид стрижей может находиться в воздухе 2 — 4 года, причём всё это время обходясь без сна, еды и воды.
(Нет: он спит, пьёт и ест).

49. В тропических лесах юго-восточного Китая обнаружены неизвестные науке деревья — «солонки», кора которых в засушливое время года покрывается мелкими кристалликами соли, которые можно собирать для приготовления пищи.
(Да).

50. В тропических лесах Индонезии растёт дерево кепелл, плоды которого так душисты, что человек, попробовавший их, приобретает запах фиалок.
(Да).

51. На Филиппинских островах растёт дерево ханга, которое ещё называют нефтяным деревом, т.к. в его плодах содержится почти чистая нефть! Именно поэтому в Республике Филиппины сегодня разрабатываются технологии использования такой «нефти» как источника топлива для двигателей внутреннего сгорания.
(Да).

52. Поскольку на острове Новая Гвинея в изобилии растёт необыкновенная трава – путянг, твердая и острая, как сталь, которую папуасы используют в качестве лезвия для бритья, у здешних мужчин абсолютно отсутствует проблема с лезвиями.
(Да).

53. В тропических лесах Западной Африки произрастает кустарник синсепалум дульцификум, красные ягоды которого имеют удивительное свойство – влиять на вкусовые ощущения человека. Если пожевать перед едой несколько таких ягод, сразу начинают происходить разные чудеса: кислый лимон кажется слаще дыни, а сахар – горьким. Этот необыкновенный эффект сохраняется в течение часа, а иногда и дольше – зависит от количества съеденных ягод.
(Да).

54. Ушами животные не только слушают: ими отгоняют насекомых, подают сигнал «не подходи – я злой!», семафорят детёнышам «быстро за мной» и даже рулят в полёте, выполняя с помощью ушей сложные воздушные маневры.
(Да).

55. Слон – это самое ушастое животное?
(Нет: высота ушей слона – 1, 5 м,
что при длине тела до 6 м и при росте до 4 м, уши выглядят «средними»).

56. Длина тела «короля ушастиков» — длинноухого тушканчика — достигает 9 см, а уши – целых 5 см – т.е. больше половины тела.
(Да).

57. Длина ушей у обыкновенных ушастых ёжиков достигает 5 см?
(Да).

58. Фенек (африканская лисичка) при длине тела в 35-40 см (меньше, чем у обычной кошки) имеет уши 15 см в длину, которые спасают его от перегрева?
(Да).

59. Уши у американского зайца не только «занимают» добрую половину туловища, но и очень широкие?
(Да).

60. Для общения друг с другом, для охоты, для защиты от врагов дельфины, землеройки, летучие мыши и киты пользуются ультразвуками?
(Да).

61. Одна пара комнатных мух за лето может дать потомство, биологическая масса которого при благоприятных условиях достигает 80 тысяч тонн.
(Да).