Россия на карте. Что значит понимать и уметь читать карту? Каким образом осуществляется процесс чтения карт

Я думаю, что ни одно путешествие, ни одна экспедиция не сможет обойтись без использования карты. Но взять её с собой - это одно дело, а как ей пользоваться? Что означают эти символы в углу и цифры? Для ориентации на местности с помощью карты её нужно уметь грамотно читать, и я хочу объяснить, как это делается.

Понятие карты

Изображение нашей планеты или определенной местности в несколько уменьшенном варианте называется картой. Содержит она условные определенные знаки и еще сетку с координатами. Разделяться на отдельные виды карты могут следующим образом:

  • по своему масштабу;
  • по характеру территории;
  • по содержанию.

Географические карты могут содержать в себе отдельно материки, отдельно страны и даже небольшие поселки. Но, помимо такого разделения, они еще могут быть с разным масштабом (размерами). Например, крупномасштабные показывают территорию более детально, а мелкомасштабные - наоборот: большая площадь, но меньше подробностей. Знать классификацию карт, конечно, хорошо, но я думаю, что главное - уметь их читать.


Каким образом осуществляется процесс чтения карт

До того, как начать использование карты, нужно вообще определиться, подходит ли она вам. Ведь существуют разные виды в зависимости от назначения. Если требуется использовать её в дороге, то понадобится карта дорожная, для туристов, соответственно, туристическая.

Для правильно чтения необходимо удостовериться, что карта правильно расположена. Я лично один раз не мог понять в чем проблема, когда, используя карту, приходил в совсем ненужное мне место. Оказалось, что держал я её вверх ногами по отношению к своему маршруту. Чтобы такой ошибки не было, следует обратить внимание на один из углов, где обычно есть компас, он поможет. Также советую обратить внимание на условные обозначения, их можно найти на незадействованной части карты. Следует не забыть о масштабе, поскольку он существенно влияет на понимание расстояния до нужного места. Можно сказать, что в использовании карты нет ничего сложного, стоит лишь быть очень внимательным.

Понимать карту - значит иметь картографические знания: знать, что такое карта, каковы ее свойства, содержание, назначение, что означает каждый условный знак на ней, как следует пользоваться картами и какая от этого польза.

Уметь по сочетанию условных знаков делать заключения о географических особенностях стран, «видеть местность так, как она есть на самом деле»

уметь изучать и понимать при помощи карты размеще ние, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и человеческого общества.

Умение читать карту - более высокая ступень овладения картой, чем понимание особеннос тей построения карты. Можно знать азбуку картографии (условные знаки, масш таб, проекцию карты и т. д.), но не уметь ее читать. Для овладения чтением карты необходимы знания и картогра фические и географические, а также многократные упраж нения с картами, так как чтение карт - это умение а вся кое умение, как известно, вырабатывается в результате упражнений.

Что такое азимут?

Азимут - это путь или направление.

Азимут - угол между северным направлением и наблюдаемым пред метом, применяется для ориентирования на местности. Азимут отсчитывается с помощью компаса: от северного меридиана по часовой стрелке и исчисляется в градусах от

0 до 360. Понятие азимут применяется в топографии, картографии, туризме, авиации, космонавтики, навигации, астрономии и других областях.

Для движения по заданному азимуту надо:

изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения;

наметить маршрут движения, легко распознаваемый по местным предметам;

определить на карте длину каждого звена маршрута;

все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схемы.

Как определить азимут на определённый предмет?

Чтобы определить азимут на местности, надо:

- стать лицом в направлении предмета, на который требуется определить азимут;

- ориентировать компас, то есть подвести его нулевое деление (или букву С) под затемнен ный конец стрелки компаса;

- вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;

- против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута. Азимуты отсчитываются от 0 до 360° по ходу часовой стрелки.

Чтобы определить на местности заданный азимут, надо:

- установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута;

- повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;

- поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; -направление указателя визира и будет направлением по задан ному азимуту.

Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется подни мать компас до уровня глаз, снижается точность измерения.

Точность измерения азимутов с помощью компаса

Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.

Какие группы костров вам известны?

ночные –ОГНЕВЫЕ; дневные – ДЫМНЫЕ

Для приготовления пищи

Для обогрева

Назовите виды костров.

Костры для приготовления пищи:

Это самое частое предназначение костра. Для того чтобы приготовить пищу не нужно боль

шого костра. Нужен костер, который будет давать жар. На рисунке представлены такие

Названия костров (принятые в Царских Охотниках):

1 – Колодец;

2 – Канавный;

3 – Таежный (для приготовления пищи);

4 – Полинезийский;

5 – Типи (Вигвам).

Костры для обогрева:

Виды костров для того, чтобы согреться зимой, Смотрим рисунок и читаем комментарии.

Названия костров (принятые в Царских Охотниках): 1 – Американский костер;

2 – Нодья;

3 – Звездочка;

4 – Таежный (для обогрева).

Некоторые комментарии: Как видите конструкции этих костров достаточно сложные и это вызвано тем фактором, что такие костры должны практически не нуждаться в под держке и слежении за ними

Как развести костёр?

Дрова можно поделить на три основные категории:

«Cтартовые» дрова , материал для растопки и основные дрова. Стартовые дрова – это сухие ветви и хворост диаметром до 3 см.

Растопочный материал – береста или нижние сухие ветви ели. Они быстро и жарко горят, помогая разгореться более «тяжелым» основным дровам

Основные дрова «тяжелые» – поленца более 3 см в диаметре.

Не используйте для костра живые деревья – они горят очень плохо, а вред лесу вы нанесете ощутимый.

Если же сушняк есть, но он отнюдь не сухой, например, побывал под дождем, то можно воспользоваться для растопки и для сушки дров жидким горючим (например, бензи ном). Однако следует помнить, что такое горючее очень пожароопасно, и пользоваться им с осторож ностью!

Укладка костра.

Для того чтобы правильно сложить костер, сначала складываются стартовые дрова в виде шалашика (ставятся стоймя, упираясь друг в друга верхушка ми). Сверху эта конструкция обкладывается мате риалом для растопки.

Как сохранить или перенести огонь?

. Можно постоянно жечь костер. Тогда ночью у вас должен быть дежурный. Можно угли от прогоревшего костра засыпать слоем золы, утром их раздуть и положить на них сухую растопку. И костер вспыхнет с новой силой. Только постарайтесь вечером использовать дрова, дающие хорошие угли, ведь некоторые породы деревьев прогорают,оставляя только золу.

Но как быть, если вы выходите к населенному пункту и после ночлега должны двигаться?

Тогда можно сделать переносное хранилище огня"– факел . Для этого надо приготовить кору, сухой мох, тонкие длинные лучины. Прокладывая мох между лучинами, плотно оберните полученную конструкцию корой. Факел толщиной до15 см и длиной 70 см будет хранить огонь около 6часов.

Можно переносить огонь в приспособлении « Волчья пасть». Такой способ переноски можно использовать в любую погоду.

Как добыть воду в экстремальных условиях?

- Сбор воды не представляет проблемы в лесистой и болотистой местности.

- В горной местности воду нужно искать в трещинах и пещерах.

- В долинах с рыхлой почвой воду нужно искать там, где растет сочная, яркая трава.

- В Арктике и высокогорных районах воду можно получить из снега или льда. Для добывания воды надо использовать старый лед, так как в нем меньше солей. -Основным источником питьевой воды в пустынях является система колодцев, вырытых вручную в низинах, руслах высохших рек, у основания дюн и подножия скал.

Кроме того:

Расскажите о съедобных растениях.

Съедобные листья и молодые побеги :

ежевика, цикорий, кипрей, щавель, тмин, яснотка белая, подорожник, смородина черная, шиповник, липа мелколис тная, лопух большой, одуванчик, клевер луговой, сныть обыкновенная, мать-и-мачеха, борщевик рассеченный, первоцвет весенний, ярутка полевая, ревень.

Съедобные корни, употребляемые сырыми :

иван-чай, камыш озерный, аир, кровохлебка лекарственная, лабазник шестилепестный, лопух большой, пырей ползучий, медуница.

Съедобные корни, употребляемые в виде муки :

одуванчик, камыш озерный, горец змеиный, горец живородящий, зопник клубненосный, калужница болотная, клубнекамыш морской, кубышка желтая, кувшинка белая, лапчатка гусиная, пырей ползучий, рогоз широколистный, сусак зонтичный, кровохлебка лекарственная.

Рецепт употребления муки из съедобных корней: нарезать, высушить, смолоть, сделать тесто, испечь. Можно добавлять муку из корней в зерновую муку.

Можно заквасить муку: добавить обычного хлеба или сухарей, размочить и поставить в теплое место до появления пузырьков и кислого запаха.

Муку из кувшинки надо несколько часов вымачивать, меняя воду. Из размолотого корневища камыша озерного варится хорошая каша.

Способы хранения съедобных листьев : высушить;

заквасить, как капусту (например, молодые листья одуванчика); сделать кисло-соленое пюре (добавить уксуса и соли) и хранить на холоде;

Кофе можно приготовить их прожаренных и размолотых корней лопуха (первого года жизни), одуванчика, цикория. Много щавля есть вредно: щавелевая кислота переводит кальций крови в нерастворимое соединение.

На чай годятся :

цветы и листья: зверобой, земляника, малина; манжетка; лабазник вязолистный; тмин; яснотка белая; листья: крапива, подорожник, смородина; кипрей, мать-и-мачеха, медуница, первоцвет; плоды: брусника, рябина, бузина черная; цветы, листья, плоды: шиповник, боярышник.

У съедобного растения могут быть несъедобные похожие родственники.

Впервые столкнувшись с изучением карт, многие спросят «Зачем нужно уметь читать карту ?», забывая при этом, что карта, как и любая книга, несет в себе разнообразную, ценную и богатую информацию.

Карта является важнейшим человеческим изобретением. На карте отображается и передается информация о земной поверхности.

Первые географические карты появились в глубокой древности, а начиная с эпохи Возрождения, их смело можно считать произведением искусства, т.к. над их созданием трудились не только картографы и географы, но и художники и граверы. Самыми известными художниками, которые занимались прорисовкой карт, были Леонардо да Винчи, Альфред Дюрер, Жак Галло и другие.

Современные карты, созданные при помощи компьютерной графики, представляют собой смесь картографии, дизайна и высоких информационных технологий.

Для удобства пользованиями картами единой территории в XVI веке выдающимся картографом Герардом Меркатором был создан первый атлас, который содержал сборник карт.

Карты являются неотъемлемой частью нашей жизни. В путешествии или в дороге мы пользуемся картами-путеводителями, при помощи карт даем погодные прогнозы, прорисовываем рельеф местности или залежи полезных ископаемых. Кроме этого, существуют карты небесных тел – Луны и Звездного неба.

Еще со школы мы знакомы с общегеографическими картами, изображающими основные элементы определенной местности – рельеф, населенные пункты, животный и растительный мир… Кроме географических существуют тематические карты, уделяющие внимание определенным элементам (температуре или осадкам), топографические, геологические, политические…

Любые изменения, происходящие с границами государств или поверхностью планеты, отображаются на картах. Именно поэтому картографы никогда не останутся без работы, занимаясь обновлением информации существующих карт.

Школьная программа предусматривает изучение карт и получение навыков их чтения. Зачем нужно уметь читать карту? Чтение карт и их условных обозначений позволяет составить описание местности, ландшафта, географических объектов, высоты возвышенностей и т.п. Кроме этого, чтение карты стимулирует и развивает логическое и диалектическое мышление, широко и многосторонне охватывая изображенные на ней явления и предметы.

Как правильно читать карту?

Чтение карты – это не только чтение ее условных обозначений, но еще и живое воображение. Чтобы правильно прочитать карту, необходимо, используя условные знаки, ясно и отчетливо представлять изображенную местность. Кроме условных обозначений, на географических картах указывают цифровые характеристики объектов, типовые формы и детали рельефа.

Условные обозначения топографических карт внешне сходны с изображаемым объектом, поэтому они удобны и просты в запоминании.

Сложнее запоминаются буквенно-цифровые обозначения и подписи характеристик предметов местности, к которым относится, например, лес (породы деревьев, средняя высота и толщина, расстояние между стволами).

Самым трудным является чтение рельефа, которое заключается в изображении его формы – горы, хребты, лощины, овраги.

Чтение рельефа местности и находящихся на ней предметов – неразрывный поэтапный процесс, с которого начинается чтение карты, словно книги.

Понимание, чтение и знание карты

Э ти три термина имеют различное значение, хотя и употребляются, как синонимы.

  • Понимание карты – знания о том, что представляет собой карта, изучение ее содержания, назначения, свойств, условных знаков.
  • Чтение карты – умение делать заключения об особенностях географии местности, используя сочетания условных обозначений; изучение и понимание различных природных явлений.
  • Знание карты – объединение первых двух умений, результатом которого является представление по памяти расположения, форм и названий географических объектов.

Используя условные обозначения и их сочетания, можно без труда «путешествовать» по миру, не выходя из дома. Чтение картографической азбуки, разбавленное воображением, позволяет «создать» образ реальной местности. На вопрос, зачем нужно уметь читать карту , можно найти множество ответов, каждый их которых соответствует конкретной цели – ориентация на незнакомой местности во время похода, изучение определенной территории или проведение научного исследования распространенного в конкретной местности явления.

Космическая картография

В последнее время картографы пользуются космическими съемками, которые являются экономически выгодными и эффективными для изучения и составления карт мало изученных территорий, например, таких, как глобальные разломы земной поверхности, видимые только с большой высоты, или для изучения динамики явлений, прикрепленный к определенной дате (синоптические карты).

Последним достижением картографии является применение компьютерных технологий ГИС (географические информационные системы).

GPS-служба

Благодаря новым достижениям техники и космической отрасли, сегодня мы имеем возможность пользоваться современными навигационными системами, позволяющими определять время и дальность в любой точке мира. Эта навигационная система носит название «GPS». С ее помощью свои навигационные задачи решают не только военные, но и гражданские службы. GPS-приемник дает возможность определить координаты объекта (широту и долготу), скорость движения и точное время.

Благодаря новой навигационной системе и возможности компьютерной обработки данных, можно без проблем проложить любой маршрут следования в цифровом виде.

Зачем нужно уметь читать карту, когда в нашей жизни столько полезных гаджетов со встроенными навигаторами и другими устройствами, которые значительно облегчают нашу жизнь. Ответ прост, для того, чтобы попав в экстремальную ситуацию, благодаря элементарным навыкам, спасти свою жизнь и выбраться и сориентироваться на местности, если потерялись.

Дети в школах, уже со 2 класса начинают учиться читать карту. Это очень правильно. В изучении нет ничего сложного, достаточно освоить всего пару важных моментов, и все становится понятно. Начинаешь читать карту, как обычную книгу.

Зачем нужно уметь читать карту? Во-первых, для того, чтобы уметь ориентироваться на незнакомой местности. Во-вторых, чтобы научиться ориентироваться в ландшафте и географических метках. Родителям будет полезно узнать, что навык чтения карты развивает у ребенка логическое мышление, позволяет ему смотреть на вещи с разных сторон и осмысливать полученную информацию.


Как правильно читать карту?

Мало понимать, что значит каждое обозначение на карте. Важно уметь спроецировать себя на том участке карты, который вы изучаете, а это уже развитие фантазии. Чтобы не запутаться в описание предметов, необходимо хорошо выучить терминологию. Знать, что обозначает каждый знак на карте, насколько он важен для изучения локации и построения маршрута. Если вы не будите знать, как на карте обозначается обрыв или отвесная стена горы, то попадете в неприятности.

Это только на первый взгляд все условные обозначения карты, сложны в запоминании. Достаточно выучить, всего пару значений, а дальше, вы уже на интуитивном уровне начнете понимать все знаки карты.

Зачем нужно уметь читать карту, когда я могу купить GPS-навигатор? Навигатор, очень полезная вещь в походе. Но, если с ним что-то случится, то вы останетесь один на один с природой. Карта может промокнуть, порваться, но она сохранит большую часть своих обозначений. Всегда учите, как обозначаются деревья, горы и перепады ландшафта.

Помните, что читая карту, вы развиваетесь, тренируете свой мозг. Вспомните все приключенческие фильмы, которые вы смотрели, разве у героев были навигаторы? Нет, они ловко читали карту, разрабатывали маршрут и находили выход из любой ситуации.

Когда вы начнете учиться, то у вас сам собой отпадет вопрос, зачем уметь читать карту. Вы поймете насколько это увлекательно и интересно. Как волнительно рассматривать схематично нарисованный ландшафт и уверенно ориентироваться в нем.

1. Допиши определение.

Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

2. Подумай и запиши, зачем тебе нужно уметь читать карту.

Чтобы уметь найти на карте объект, который тебя интересует, и проложить к нему маршрут.

1) Прочитайте в учебнике, как определить на карте стороны горизонта. Обозначьте их на этой карте.

Север на карте вверху, юг - внизу, запад - слева, восток - справа.

2) Прочитайте в учебнике, что обозначают на карте различные цвета. Раскрасьте, как обозначены на карте:

Найдите на карте в учебнике водные объекты, равнины, горы.

3) С помощью учебника узнайте и подпишите, что обозначают эти условные знаки.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): работа выполнена, цель достигнута

Презентация : сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

4. Карта - богатый источник информации. С помощью карты в учебнике выполни задания.

Вариант 1. Допиши названия.

  • Северный Ледовитый океан
  • Восточно-Европейская равнина
  • Баренцево море
  • Уральские горы
  • Западно-Сибирская равнина
  • Чёрное море
  • Кавказские горы
  • Охотское море
  • Тихий океан

Вариант 2. Определи и напиши, что здесь перечислено.

а) Дон, Обь, Лена, Индигирка - это реки
б) Курск, Салехард, Чита, Магадан, Волгоград - это города

Вариант 3. Приведи примеры (2-3 в каждом пункте).

а) Острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин
б) Полуострова: Камчатка, Таймыр, Кольский полуостров

Подумай, в чём различие между островами и полуостровами. Объясни (устно).

Острова полностью окружены водой, а полуострова имеют соединение с «большой» землёй.

Вариант 4. Найди на карте реку Волгу. Выпиши названия городов, которые стоят на Волге.

Астрахань, Волгоград, Самара, Казань, Нижний Новгород