Кварта настольная игры для незрячих. I

Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Познание ребенка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущения и восприятия.

Дети с нарушением зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их признаки и свойства, а нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняет восприятие формы, величины, пространственного расположения частей. Поэтому важно в период дошкольного детства научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства. В процессе восприятия предметного мира слабовидящие дети используют сохранившиеся анализаторы (слух, осязание, обоняние). С их помощью компенсируется тот недостаток информации, который обусловлен отсутствием или значительным понижением функции зрения.

В связи с тем, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным для сенсорного развития ребенка, поэтому с целью формирования сенсорных способностей у дошкольников с нарушением зрения нами были подобраны дидактические игры и игрушки с использованием нетрадиционных технологий.

Крышки - доступный, красочный бросовый материал, который можно и нужно использовать во многих дидактических, подвижных, сюжетных, строительных играх и на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Крышки, изготовленные из пластмассы разного цвета, легко моются и при необходимости могут быть подвержены обработке, бывают разного размера и привлекают внимание детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с самого раннего возраста. Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно - моторной координации можно осуществить в играх с мелкими предметами - разноцветными крышечками. Найти крышки и собрать их достаточное количество не составляет особого труда, сами дети с удовольствием помогут вам собрать их и изготовить из них интересные развивающие игры.

В своей работе мы используем такие игры с крышками.

Пальчиковый бассейн

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, цвет; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения; развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук,

Материалы: коробка или пластмассовый таз с крышками.

Описание игры: На столе или на полу ставится коробка (таз) с крышками, воспитатель предлагает ребенку опустить руки в «бассейн».

Задание 1. «Купание» рук в бассейне – опустить руки в «бассейн» по локоть, по плечи, пошуршать крышками.

Задание 2. «Прятки».

На дне «бассейна» воспитатель прячет маленькую игрушку или геометрическую фигуру. Ребенок должен опустить руки в «бассейн», найти и достать игрушку.

Задание 3. «Кто быстрее соберет»

Крышки рассыпаны по ковру, воспитатель выбирает 3-4 ребенка, каждому из них дает задание собрать крышки определенного цвета.

Задание 4. Дайте малышу в руки одну крышку и попросите найти крышку такого же цвета. Обратите внимание ребенка на слова: такой же, не такой, одинаковый, разный.

Задание 5. Предложить ребенку выложить две дорожки из трех – четырех крышек разного цвета. Сравните, какая дорожка длиннее, какая короче.

«Найди домик»

Цель: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, развитие мелкой моторики рук

Материал: небольшие коробочки в виде гномиков, обклеенные красным, зеленым, синим, желтым цветом; коробка с цветными крышками.

Описание игры: Воспитатель предлагает детям разложить крышки в соответствии с цветом коробочки. Игру можно сопровождать стихотворениями о цветах.

«Бусы для куклы»

Цель: Учить детей нанизывать цветные крышки от пластиковых бутылок с отверстием на цветной шнурок, закрепить восприятие формы, цвета; развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, речь детей.

Материал: кукла, коробка с крышками и шнурки (красного, зеленого, синего, желтого цветов).

Описание игры: Воспитатель начинает игру со стихотворения:

Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь.

Сразу глазки открывает, только на руки берешь.

Я надену кукле бусы, платье новое сошью.

Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою. (Г. Бойко)

Задание 1. Дети нанизывают крышки одного цвета на соответствующий шнурок.

Задание 2. Ребенок берет любой шнурок и нанизывает на него крышки, чередуя цвета.

Задание 3. Ребенок нанизывает на шнурок любого цвета крышки по инструкции воспитателя.

«Составь узор»


Цель: Формировать знания детей о четырех основных цветах и их оттенках; учить детей выделять цвета; развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, внимание, речь.

Материал: коробка с крышками, карточки (салфетка, ромашка, клубника, флажок, лебедь, круг, овал, треугольник).

Описание игры: На карточках дети выставляют крышки на специально нарисованные кружочки. Во время игры воспитатель проговаривает вместе с детьми о том, какие цвета на карточке. Выкладывание крыше сопровождается стихотворениями:

Ромашки

Маленькое солнце на моей ладошке, -

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты. (З. Александрова)

Клубника

Краснощёка, круглолика,

Ароматна, хороша

Спеет сочная клубника -

Радость взрослым, малышам.

В огороде тёти Маши

Надо ягоды собрать.

Нет клубники слаще, краше,

Но так хочется играть. (О. Шамшурина)

Игры с прищепками

Игры с прищепками – это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которые являются и тактильным упражнением. Но его можно и усложнить – прищепки подбирать по цвету. Дети могут соревноваться, прикреплять прищепки на скорость, играть в одиночку и в коллективе. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это скажется на формирование навыков письма, ребенок быстрее и легче научится держать карандаш. Ребенок может группировать прищепки по цвету, по количеству, соотносить с рисунком.

«Волшебная коробочка»


Цель: закреплять знания основных цветов и их оттенков; учить соотносить прищепку с соответствующим цветом на коробке; развивать ловкость пальцев, силу, точность, глазомер.

Материал: коробка, обклеенная цветными полосками, прищепки

Описание игры: Воспитатель показывает ребенку коробочку и просит перечислить цвета, которые на ней присутствуют. После этого ребенку предлагается украсить коробку цветными прищепками. Воспитатель поясняет, что на желтую полоску прикрепляем желтую прищепку, на красную – красную и т. д.

«Рыбаки»


Цель: Расширять представление о цвете; развивать координацию движений, быстроту еакций, восприятие, внимание.

Материал: удочка (палочка) с магнитом на конце, цветные прищепки.

Описание игры: На ковер высыпают цветные прищепки. Выбирают двух «рыбаков». Дети с помощью удочки вылавливают «рыбку». Игру можно усложнить, предложив ловить «рыбку» сначала красного, потом синего цвета.

«Чудо-прищепки»


Цель: закрепление знаний детей о цветовой гамме и оттенках цветов. Развитие восприятия, внимания, мышления, смекалки, мелкой моторики рук.

Материал: картинка (рыбка, цветок, облако, ежик, морковь, солнце, туча, цветные прищепки

Описание игры:

Задание1. Детям предлагается разделить все прищепки по цветам: красные, желтые, синие и т. д.

Задание 2. Ребенку предлагается рассмотреть рыбку и определить чего у нее нет (хвоста, плавников). Воспитатель просит ребенка помочь рыбке. Сначала с помощью воспитателя, затем самостоятельно дети прикрепляют прищепки к изображениям предметов.

Игры с крупой

Крупа – это не только ценный пищевой продукт, но и отличный недорогой материал для игр с детьми. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, мелкую моторику, стимулируют процесс их речевого и умственного развития.

Можно организовать игры с манной, гречневой, рисовой, кукурузной крупами, горохом, чечевицей, фасолью. Желательно последовательно познакомить детей разнообразными видами круп (начиная с самой мелкой, обеспечив, таким образом, богатство впечатлений и ощущений. Попробовав разные виды игр, можно остановиться на наиболее полюбившихся ребенку занятиях и, главное, играть в них столько, сколько ему захочется.

Внимание:

Данные игры с крупами обязательно должны проходить под контролем взрослого!

Цель:

Материал: емкости с крупой (фасоль, горох, гречка, бобы).

Описание игры:

Задание 1. Ребенку предлагается переложить крупу из одной емкости в другую. Он может это делать как с помощью пальчиков, так и с помощью ложки.

Задание 2. Предложите ребенку выложить дорожки из крупы, сравните их по длине.

Задание 3. Из фасоли можно выложить различные рисунки – геометрические фигуры, домик, цветочек и т. д.


Задание 4. Смешайте крупу (фасоль, горох, бобы или фасоль белую и красную) в коробочке и предложите ребенку разделить все по разным емкостям.

Задание 5. Массаж для рук. Высыпать разную крупу в тазик (коробочку) и предложить ребенку опустить в нее руки, сжимать и разжимать крупу в кулочках. Также можно спрятать на дно игрушку и попросить ребенка найти ее.

Задание 6. На дно тазика с крупой положить плоскую геометрическую фигуру и предложить ребенку нащупать ее пальцами и назвать.

Игры с крупами и рисование на крупе - это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. Здесь речь пойдет о рисовании на манке. Вместе с тем, рисовать можно на любой крупе вообще, при этом, чем крупнее ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования.

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость

Материал: емкость с крупой (манка, гречка, коробка (из-под конфет или поднос, дно которой обклеено темной пленкой.

Описание игры:

Задание 1. Предложить ребенку нарисовать все, что он захочет. Это можно делать либо пальчиками, либо трубочкой от сока.


Задание 2. На дно коробочки можно положить любую картинку и предложить ребенку ее найти.


Задание 3. На крупу положите две картинки в разные стороны, пускай ребенок нарисует дорожки от одной картинки к другой (как в лабиринте).


Отличительным, универсальным характером этих игр – является:

материал (нестандартный, бросовой, эти игры влияют на психоэмоциональное состояние, направлены на развитие внимания, воображения, мышления, ориентировку в окружающей среде, их можно переносить и играть в разных игровых центрах, как дидактический материал для проведения досугов, физкультминуток, на прогулке. Каждая новая игра входила в жизнь детей в группе, как сюрприз.

Список использованных источников

1. Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников. – М. : Владос. -2001.

2. Малева З. П. Создание педагогических условий развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Челябинск. – 2001.

Интернет-ресурсы:

1. http://nsportal.ru/

2. umka.caduk.ru

3. http://www.numama.ru/

4. http://www.clubochek.ru/

Подвижные игры для детей с нарушением зрения

Подвижные игры для слепых и слабовидящих

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребёнок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно научить играть, помочь ему овладеть игрой.

Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребёнка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является чёткое взаимодействие родителей, педагогов, врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребёнку, а какие нет.

Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребёнка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребёнка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений.

Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребёнка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребёнка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение.

Общие требования к проведению игр

Выбирая инвентарь для игры, взрослый должен: для слепых-использовать озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.);для детей с остаточным зрением и слабовидящих-подобрать яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, используются красный, жёлтый, зелёный, оранжевый цвета).

Весь используемый инвентарь должен быть безопасным!

Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проводиться игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить её размеры, установить ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия или травяного покрова, асфальтированная дорожка, резиновые коврики, шнур, натянутый по периметру площадки, и другие рельефные, осязательные обозначения). На площадке не должно быть пней, ям, кустарника.

Ведущий тем или иным сигналом должен ориентировать играющих. Звук лучше всего улавливается ребёнком, если его источник установлен на уровне лица.

В процессе игры (эстафеты) взрослый ведёт постоянное наблюдение за самочувствием детей. Чтобы избежать переутомления, ведущему необходимо знать основные данные о физическом и психическом развитии каждого ребёнка, а именно:

Общее состояние здоровья ребёнка (перенесённые инфекционные и др. заболевания);

Состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;

Наличие сопутствующих заболеваний;

Состояние зрительного дефекта (устойчивая или неустойчивая ремиссия);

Способность ребёнка ориентироваться в пространстве;

Наличие предыдущего сенсорного опыта;

Состояние и возможности сохранных анализаторов;

Состояние нервной системы.

Игры с бегом

«Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков-10-12 человек.

Инвентарь: колокольчик.

Инструкция: Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.

Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

Вариант(игра для слабовидящих и зрячих):

Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!»

Методические указания.

Пары следует комплектовать так: незрячий и ребёнок с остаточным зрением; зрячий - незрячий.

Играющим нельзя выходить за пределы площадки.

Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т. П.).

Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается непойманным.

«Коршун и наседка»

Цель: развитие быстроты, координации движений и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков-не более 10-12 человек.

Инвентарь: два озвученных браслета или колокольчика, верёвка или канат.

Инструкция: Из играющих детей назначаются коршун и наседка, все остальные-цыплята. Цыплята становятся в колонну в полушаге друг от друга и берутся одной рукой за общую верёвку или за пояс впереди стоящего игрока. Наседка становится первой, коршун надевает на руку браслет (колокольчик) и встаёт лицом к наседке на расстоянии 1-2метра.

По сигналу взрослого коршун старается обежать колонну игроков и поймать последнего цыплёнка. Наседка мешает коршуну, преграждая ему путь. Последний цыплёнок считается пойманным, если коршун коснулся его рукой. Независимо от того, удалось коршуну поймать цыплёнка или нет, через 40-50 секунд игра останавливается, и назначаются новые коршун и наседка.

Методические указания:

-«Цыплятам» нельзя отрывать руку от каната.

По заранее оговорённому сигналу игроки прекращают игру.

-«Наседка» не имеет права хватать «коршуна» за руки.

Следует напомнить игрокам, чтобы они крепко держались за канат или пояс впереди стоящего игрока и соблюдали тишину.

Игра отличается большой интенсивностью, поэтому она не должна быть продолжительной.

Игры на развитие сенсорных систем

«На ощупь»

Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности.

Количество игроков-5-10 человек.

Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной формы.

Инструкция: В тёмный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, напёрсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т. п. Ребёнок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.

Методические указания:

Ткань мешка не должна быть слишком грубой или слишком тонкой.

Игроков следует заранее ознакомить с предметами, помещёнными в мешок.

«Где стереть?»

Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.

Количество игроков-4-10 человек.

Инвентарь: бумага, карандаши, стирательные резинки.

Инструкция: На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности, и только те фрагменты рисунка, которые назовёт ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т. д.).Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

Методические указания: Это игра для слабовидящих и нормально видящих детей.

Игры-эстафеты

«Догони обруч»

Цель: развитие быстроты и ловкости, глазомера.

Количество игроков-6-15 человек.

Инвентарь: обручи по числу играющих детей.

Инструкция: Для игры обозначают стартовую линию, в 5-6 метрах от неё контрольную, а в 8-9 метрах от стартовой - финишную. Две-три команды выстраиваются у стартовой линии, в руках у каждого игрока обруч. По первому сигналу стартующие участники делают замах обручем, по второму выполняют бросок обруча так, чтобы он катился. Как только обруч достигнет контрольной линии, бросивший выбегает и старается догнать обруч, прежде чем тот докатится до финишной линии. Побеждает тот, кто несколько раз был первым.

Методические указания: Падение обруча считается ошибкой.

« Ногой по мячу»

Цель: развитие равновесия и точности движений, ощущения пространства при отсутствии зрительного контроля.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция: В шести шагах от игрока помещается волейбольный мяч. Водящему завязывают платком глаза. Затем, поле поворота на 360◦, он должен подойти к мячу и ударить по нему ногой. Играют по очереди несколько раз. Выигрывает тот, кто большее, количество раз, попал по мячу.

Знакомьтесь — Григорий Конзалаев.

О нем и его маме мы уже писали (статья"НАСТОЯЩАЯ МАМА«). Сегодня мы публикуем статью Григория о себе, о тех новых возможностях, которые вошли в его жизнь в процессе тренировок по методу Бронникова. Напомню: Григорий от рождения слеп, он живет и учится в Минске. Почти три года регулярно занимается по методу Бронникова. Видит мозгом.

«Когда я стал заниматься по методу В.М.Бронникова , то заметил, что, играя со своими незрячими друзьями по интернету, я стал вести себя в игре по-другому.

Поясню на примерах:

Есть такая игра-стрелялка „Quake“. Она изначально разрабатывалась для зрячих. Но компания „Agripp“, которая разрабатывает игры для незрячих людей, сделала вариант данной игры для таких, как я. В этом приспособленном варианте игры „Quake“ незрячие геймеры слышат, где находится противник, по соответствующему сигналу. Ещё там имеется функция включения графики. При включённой графике зрячие могут объяснять незрячим, как играть в эту игру, а также играть вместе с ними.

И вот я заметил следующие особенности незрячих игроков: они ограничивают себя в пространстве. То есть они могут ходить только в каком-то маленьком коридорчике, а всё остальное пространство карты не воспринимают. (В связи с этим карты сделаны плоские.)

А я стал воспринимать объёмное пространство: лабиринты, пропасти и так далее. Ещё они вообще не любят ходить по карте. Они только стоят на одном месте и ждут, пока кто-нибудь не пройдёт мимо и сам не попадёт в прицел. А я на сегодняшний день бегаю по карте, чтоб в меня никто не попал, и пытаюсь набегу прицеливаться. И к моему великому восторгу попадаю в цель.

Игра же незрячих достаточно однообразна. Они не используют всё оружие, которое есть в этой игре, а ходят только с тем, к которому привыкли. Я же использую весь арсенал оружия, всевозможные приёмы передвижения, стрельбы. Я уже перешёл на игру со зрячими, и ещё никто не сказал мне, что я лох. Связь с незрячими друзьями я естественно поддерживаю. И когда я с ними играю, используя всё многообразие, которое мне сейчас доступно в игре, то часто слышу возмущённое „Не честно!!!“

На что я бы мог ответить им: „Ребята! Работайте по методу Бронникова!“ Хотя я прекрасно понимаю, что это индивидуальное решение каждого...»

На этих страницах представлены материалы, посвященные компьютерным играм, в той или иной степени учитывающим особые требования, которые предъявляют к такого рода программным продуктам незрячие и слабовидящие пользователи.

Само собой получилось, что опубликованные материалы образовали две большие группы - для играющих и для создающих игры. Выбирайте, что вас больше интересует, знакомьтесь с играми, изучайте искусство создания игр, придумывайте новые игры, а главное - играйте!

Разделы сайта

Каталог игр

Каталог игр содержит обзор игр, справочные руководства, советы, ссылки на дистрибутивы и многое другое.

Разработчикам игр

В этом разделе представлены материалы, рассказывающие о том, как создавать игры, какие средства и программы использовать для этого, как сделать игру доступной для незрячих и слабовидящих любителей компьютерных игр. Поскольку народная мудрость (или глупость - ?) спасение утопающих возложила на самих утопающих, то, создавая этот раздел, мы преследовали одну единственную цель: побудить самих незрячих и слабовидящих заняться программированием игр. Если же к этому процессу присоединятся и зрячие разработчики, то мы будем только рады, если размещенные на сайте материалы (в том числе и в иных разделах) помогут им в этом деле.

Дискуссионный лист

Здесь вы узнаете, что такое дискуссионный лист и ознакомитесь с правилами участия в нем. Если вы уже знакомы с дискуссионными листами, то, заполнив нижеследующую форму, сможете подписаться на дискуссионный лист.