Подвижные игры старший возраст. Веселые новогодние конкурсы для старшеклассников Конкурсы на день рождения для старшеклассников

Подвижные игры для детей старшего возраста.

Сентябрь.

«Ловишка, бери ленту». совершенствовать умение детей бегать с ускорением, и увертыванием, четкое выполнение правил игры.

Играющие становятся в круг, выбирают Ловишка. Все. Кроме Ловишка, получают ленточку, которую закладывают сзади за пояс или ворот. Ловишка встает в центре круга. По сигналу воспитателя: «Беги!» - дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь из них ленточку. Ребенок, лишившийся ленточки временно отходит в сторону. Ему воспитатель предлагает выполнить несколько упражнений по желанию.

«Пингвины». Продолжать тренировать детей в прыжках с мешочком, зажатым между ног.

Дети стоят на одной стороне площадки – это домик пингвинов. Через 4-5 метров проводится вторая черта – это льдина. По сигналу воспитателя «идите гулять» - дети передвигаются по полю прыжками с зажатым мешочком. Тот ребенок, у которого мешочек упал - возвращается в домик. Побеждает ребенок, который дольше прыгал по полю.

Целься вернее . Учить детей бросать предметы левой и правой рукой в горизонтальную цель разными способами.

Дети становятся в круг, каждый ребенок держит в руке мешочек. В центре круга стоит корзина (расстояние между детьми и корзиной не более 1,5-2 м.) воспитатель дает команду, и дети начинают бросать мешочки в корзину, затем подходят к нему и забирают свои мешочки. Игра повторяется.

«Проползи – не задень».

2-ой вариант

Дети делятся на две команды, к

«Летает – не летает» . Совершенствовать умение детей ловить и бросать мяч водящему.

Дети стоят в кругу в середине – водящий. Он держит мяч в руках. Поочередно бросает мяч по кругу каждому ребенку, при этом называя предмет. Если этот предмет летает, то ребенок ловит мяч и говорит «летает». Если предмет не летает, то ребенок тоже ловит мяч и говорит «не летает».

Октябрь.

«Пожарные на учении». совершенствовать умение детей быстро влезать и слезать с гимнастической лестницы, не пропуская рек и не спрыгивая с последних реек на пол. Дети строятся в три- четыре колонны лицом к гимнастическим лестницам – это пожарные. Первые стоят за чертой (исходная линия) на расстоянии4-5 метров от лестницы. На каждом пролете гимнастической лестницы на одинаковой высоте висят колокольчики. По сигналу воспитателя дети, стоящие первыми в колоннах, бегут к лестнице, влезают на нее и ударяют в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются в свою команду и встают в конец колонны. Воспитатель отмечает самого быстрого. Затем дается сигнал для следующей группы.

«мы веселые ребята». Закреплять навыки у детей убегать от ловящего. Тренировать ловкость, внимание. Развивать скоростные качества.

Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей (на середине площадки) находится Ловишка. Дети произносят слова текста:

Мы веселые ребята,

Любим, бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать:

Раз, два. три – лови!

после слов «лови»дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Тот, кто не успел добежать до противоположной черты, и его коснулся ловишка рукой, считается пойманным. Его Ловишка уводит к себе в дом.

3.«найди и промолчи».

Воспитатель

4. «Удочка». Совершенствовать умение детей отталкиваться интенсивно от поверхности и подтягивать ноги во время прыжка.

Дети стоят по кругу. Воспитатель – в центре круга. Он держит в руках шнур, на конце которого привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает шнур по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног.

5.«Мяч о стенку». Совершенствовать умение детей бросать мяч о стенку разными способами и ловить его после отскока от стенки. Развивать ловкость, координацию.

Подгруппа детей выстаивается в шеренгу перед стеной. И одновременно по сигналу воспитателя бросают мяч, указанным воспитателем способом (от груди, снизу, из-за головы), затем после отскока его ловит. Воспитатель отмечает самого ловкого ребенка.

Усложнение: дети выстраиваются в две шеренги, первая шеренга бросает мяч о стенку. А дети второй шеренги ловят его.

Ноябрь.

«мышеловка». Совершенствовать умение детей ходить по кругу, подлезать под препятствия, внимательно слушать команды. Развивать координацию, ловкость. Играющие делятся на 2-е неравные группы. Меньшая образует круг – это мышеловка. Остальные – мыши, находятся за кругом. Дети изображающие мышеловку берутся за руки и начинают ходить по кругу. Приговаривая:

Ах, как мыши надоели, Берегитесь же плутовки,

Развелось их, просто страсть. Доберемся мы до вас.

Все погрызли, все поели, Вот поставим мышеловки,

Всюду лезут – вот напасть. Переловим всех за раз!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают и выбегают в круг – мышеловку. После слов воспитателя «хлоп» - мышеловка захлопнулась. Мыши, оставшиеся в кругу считаются пойманными, они встают в круг, тем самым, увеличивая размеры мышеловки.

«Не попадись». Закреплять умение детей впрыгивать в круг и выпрыгивать из него. Развивать координацию движений, ловкость. совершенствовать качество прыжка. Реакцию движений.

На площадке чертится круг. В середине круга стоят 2-3 ловишки. Остальные дети стоят за кругом. По сигналу воспитателя дети на двух ногах впрыгивают в круг и выпрыгивают из круга по мере приближения ловишек, а те стараются осалить кого-нибудь из детей. Осаленные дети отходят в сторону. После того, как осалены 4-5 детей – игра останавливается, и выбираются новые ловишки.

«Медведи и пчелы». Закреплять навыки детей в лазании по гимнастической лестнице различными способами, не пропускать перекладины; слезать до конца, не спрыгивать с гимнастической лестницы на пол.

Гимнастическая лестница – это улей, на противоположной стороне – луг, в стороне – берлога медведей. Несколько детей – медведи, они в берлоге. Остальные пчелы, влезают на стенку. По сигналу пчелы вылетают (слезают с гимнастической стенки) и летят на луг. Медведи в это время выбегают из берлоги и забираются в улей (гимнастическую стенку). На сигнал «медведи» пчелы летят в улей, а медведи за это время должны успеть убежать в берлогу. Медведей, не успевших вовремя слезть, пчелы жалят – дотрагиваются рукой. После двух повторений дети меняются ролями.

«Поймай мяч». Совершенствовать навыки детей в бросании и ловле мяча. Развивать ловкость, сноровку, быстроту реакции.

Дети распределяются на тройки и свободно располагаются по всей площадке. Двое детей становятся напротив друг друга на расстоянии 2-2,5 метра. Трети ребенок встает между ними. Дети перебрасывают друг другу мяч, а стоящий между ними пытается его коснуться рукой. если это удается, то он становится на место бросавшего, а тот занимает место водящего. Когда ребенок долго не может поймать мяч, то он поднимает руку вверх, и тройка с помощью считалки определяет нового водящего.

«найди и промолчи». Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, четкому выполнению правил игры.

Воспитатель показывает детям предмет (платочек, ленточку, флажок и т.д.), дает детям установку запомнить его. Затем дети отворачиваются или закрывают глаза. Воспитатель прячет этот предмет куда-нибудь. Просит детей зайти или открыть глаза и найти этот предмет, но тот, кто его найдет должен подойти к воспитателю и тихонечко, чтобы никто не услышал указать место нахождение этого предмета.

Декабрь.

Два мороза. Совершенствовать умение детей координировать движения, убегать от ловящих детей. Проявлять смекалку и самостоятельно действовать зависимости от обстоятельств.

На противоположных сторонах площадки отмечаются два дома, играющие располагаются в одном из них. Выбирается 2 водящих; один – мороз – красный нос, а второй – мороз – синий нос. Они становятся по середине площадки между двумя домами и произносят слова:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые,

Я мороз – красный нос,

Я мороз – синий нос,

Кто из вас решится в путь

Дороженьку пуститься.

Играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После слова «мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящие их догоняют и стараются дотронуться ругой – «заморозить». «Замороженные» останавливаются и дальше не двигаются.

Проведи мяч. Упражнять детей в ведении мяча ногами по прямой линии и между препятствиями, не отпуская его далеко от себя.

Дети делятся на две команды, у каждой команды свой мяч. Дети стоят в колонне по одному, перед ними дорожка, обозначенная кеглями с двух сторон, которая заканчивается стойкой. Затем рядом с дорожкой ряд стоек расстояние, между которыми 1,5 м. задача детей провести мяч по прямой дорожке, завести за стойку, обратно ведение мяча «змейкой» между стойками. Побеждает команда первой закончившей эстафету.

2-ой вариант : упражнять в баскетбольном ведении мяча между предметами.

На расстоянии 1 метра в один ряд ставятся разметка или стойки (6-8шт.) детям предлагается пройти по этой дорожке, ведя мяч одной рукой «змейкой». Побеждает тот, кто не сбил ни одной стойки.

Охотники и зайцы. Тренировать детей в прыжках на двух ногах. Левой и правой ноге поочередно, развивать меткость, скоростные реакции детей.

Из числа игроков выбирают водящего – охотника, остальные – зайцы. На одной стороне площадки отводится место для охотника, на другой – дом зайцев. Охотник ходит по залу, имитируя поиск следов зайцев, а затем возвращается к себе в дом. Зайцы выпрыгивают из дома и начинают прыгать по всему залу на двух ногах, на левой и правой ногах попеременно в разных направлениях. По сигналу «Охотник!» - зайцы убегают к себе в дом, а охотник бросает в них мяч (2-4шт.), лучше мягкие. Те, в кого охотник попал, считаются пойманными и выходят из игры. После каждой охоты, меняется охотник.

Будь ловким. Совершенствовать навыки прыжков в длину между предметами. Обращать внимание на качество прыжков.

Играющие выстраиваются в две колонны у исходной черты. Первые игроки, прыгая на двух ногах между предметами (кубиками, кеглями, стойками, разметкой), достигают линии финиша, затем бегом возвращаются в конец своей колонны. Следующий игрок начинает прыгать только после того. Как предыдущий игрок пересечет линию старта.

Собери картинку. Ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание на определенном предмете, действовать слаженно.

Под музыку дети выполняют различные движения на гимнастической скамейке лежат разрезанные картинки. В разных сторонах площадки размещаются целые картинки. После того, как замолкает музыка, дети берут разрезанные картинки, находят целую картинку и начинают собирать из частей картинки целую, побеждает команда первая, собравшая картинку.

Январь.

«не оставайся на полу». Продолжать учить детей впрыгивать на возвышенность и спрыгивать в глубину, развивать координацию детей. Ловкость.

Игра проводится в той части зала, где находится гимнастическая стенка. Гимнастические скамейки и другие предметы, высота которых не выше 30 см. выбирается ловишка из числа игроков. Ему на руку повязывают цветную ленточку. Дети размещаются на снарядах. С началом музыки дети спрыгивают с предметов и бегают по залу. Ловишка принимает участие в беге. По сигналу воспитателя «лови!» ловишка ловит тех детей, которые не успели встать на возвышенность.

2 вариант : дети бегают по залу, а ловишка старается их поймать. Дети по мере приближения ловишки впрыгивают на возвышенность, тот, кто не успел впрыгнуть и до него дотронулся ловишка – считается пойманным.

2. « Ловишки парами ». Совершенствовать навыки детей убегать от ловящего. Ловящему догонять убегающего. Тренировать скоростные качества детей. Дети выстраиваются в две шеренги на расстоянии3-4 шагов друг от друга. По сигналу воспитателя «Лови!»- дети первой шеренги убегают, а дети второй шеренги их догоняют. Каждый ребенок ловит свою пару, и стараются осалить прежде, чем первые пересекут обозначенную линию финиша (расстояние 10-12 м). Воспитатель подсчитывает количество пойманных детей. Затем дети меняются местами.

3. мяч водящему. Упражнять детей в прокатывании мяча ногой игроку, останавливать мяч ногой. Развивать быстроту реакции, ловкость.

Играющие разбиваются на несколько групп по 6-7 человек в каждой, образуют круг. В середине каждого круга стоит водящий. У него перед ногами большой мяч диаметром 25 см. водящий прокатывает поочередно мяч игрокам. Те должны остановить мяч ногой и также передать мяч водящему. Если водящий пропустил мяч от игрока, то они меняются метами.

2-ой вариант игры: упражнять детей в бросании мяча различными способами, и ловле мяча.

Играющие разбиваются на несколько групп по 6-7 человек в каждой, образуют круг. В середине каждого круга стоит водящий. Водящий перебрасывает мяч по кругу игрокам способом, указанным воспитателем. Группа, закончившая первой, поднимает руку.

4.Покатай тачку. Тренировать детей в ползании, укрепляя мышцы рук. Действовать согласованно.

Дети делятся на пары. Один ребенок ложится на пол, а второй поднимает его ноги вверх и держит их. Первый ребенок проходит на руках 3-4 метра, затем дети меняются местами.

5.Найдем зайца (лису, волка и т.д.). развивать внимание детей, умение ориентироваться в пространстве, используя слова «холодно – тепло - жарко». Воспитатель показывает детям игрушку, которую им предстоит найти. Затем дети выходят из зала или закрывают глаза. В это время воспитатель прячет эту игрушку и кладет несколько следов на пол. Дети заходят в зал и с помощью следов – подсказок ищут зайца. Воспитатель регулирует движение детей с помощью слов «холодно – тепло - жарко».

Февраль.

1. Попади в корзину. Закрепить умение детей бросать мяч в горизонтальную цель; развивать меткость, координацию движений, ловкость.

Дети делятся на 2-3 команды. Напротив каждой команды ставится корзина на расстоянии 3-3,5м. у каждого ребенка в руках по одному мешочку (теннисному мячику). По сигналу воспитателя дети по очереди бросают мяч в корзину. После того. Как все дети бросят мешочки (теннисные мячики), воспитатель подсчитывает количество попаданий. Выигрывает та команда, в корзине которой большее количество мешочков (теннисных мячей).

2-ой вариант игры . Дети делятся на 2 команды и становятся напротив баскетбольного кольца. По команде воспитателя первые номера бросают мяч в баскетбольную корзину различными способами по желанию ребенка. Затем бросают вторые номера, третьи и т.д. до последнего игрока. Затем воспитатель подводит итоги.

«Пожарные на учении». Совершенствовать умение детей быстро влезать и слезать с гимнастической лестницы, не пропуская рек и не спрыгивая с последних реек на пол.

Дети строятся в три- четыре колонны лицом к гимнастическим лестницам – это пожарные. Первые стоят за чертой (исходная линия) на расстоянии4-5 метров от лестницы. На каждом пролете гимнастической лестницы на одинаковой высоте висят колокольчики. По сигналу воспитателя дети, стоящие первыми в колоннах, бегут к лестнице, влезают на нее и ударяют в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются в свою команду и встают в конец колонны. Воспитатель отмечает самого быстрого. Затем дается сигнал для следующей группы.

с кочки на кочку». Упражнять детей в прыжках вперед, развивать силу толчка, согласованность рук и ног.

На площадке обозначают две линии – два берега, между которыми болото. Воспитатель кладет плоские обручи – кочки на разном расстоянии друг от друга 30, 40, 50, 60, 70, 80 см. Играющие стоят на одном берегу. По сигналу воспитателя дети начинают переправляться на другой берег через болото, прыгая из обруча в обруч. Ребенок, который оступится - попадает в болото. Его может выручить ребенок, назначенный воспитателем. Ребенок подает руку и показывает дорогу из болота.

«Пятнашки». Упражнять детей в беге врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Бегать, ускоряя и замедляя скорость бега, действовать самостоятельно. Выбирается водящий, который получает цветную ленточку и становится в центр круга. По сигналу «Лови!» - дети разбегаются по площадке, а водящий – пятнашка ловит их. Тот, кого пятнашка запятнает (дотронется), тот считается пойманным и отходит в сторону. Через некоторое время воспитатель дает команду «Стой!», игра заканчивается и выбирается новый пятнашка.

Где живет твой зверек? Приучать детей ориентироваться в пространстве, находить необходимый объект быстро и правильно. Развивать самостоятельность. Дети под музыку выполняют имитационные движения, заданные воспитателем (как будет танцевать лисичка? Зайка, птичка?). По окончании музыки, дети подходят к гимнастической скамейке и дерут картинку (птица, белка, волк и т.д.), перевернутую рисунком вниз. Задача детей найти большую картинку, на которой изображено жилище животного (гнездо, куст, дупло и т.д.).

Март .

«Космонавты». Упражнять в беге врассыпную, используя все пространство площадки, ходьбе по кругу, ориентироваться в пространстве, развивать скоростные способности детей. Воспитывать уважение друг другу.

По краям площадки чертятся контуры ракет (двух,- четырехместные.). Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества детей. По середине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, в середине круга водящий – командир, который ходит в нутрии круга. Дети идут по кругу, приговаривая:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

С последним словом дети разбегаются по ракетам. Те, кто не успел сесть в ракету идут в «центр подготовки космонавтов», и выполняют заданные упражнения (покатать массажный мяч ногами, упражнения на гимнастической лестнице по желанию, подбросить и поймать мяч и т.д.). дети, которые успели сесть в ракету по приказу командира, который стоит в перед ракетами и командует: «ключ на старт (сложить руки полочкой), двигатели завели! (вращение руками), 5,4,3,2,1 – пуск!». Дети вместе с командиром поднимают руки вверх и бегают по площадке. Воспитатель командует «Ракеты, на землю!», дети снова встают вкруг, назначается новый командир.

«лягушка и цапля». Совершенствовать навыки детей в прыжках через препятствия, слушать внимательно и правильно выполнять команду воспитателя. На одной стороне площадке огораживают рейками на высоте 15-20 см большой четырехугольник тонкими рейками. Это болото. Здесь находятся дети, изображающие лягушек. В стороне огораживают небольшой участок для цапли.

На слова воспитателя: «лягушки в болоте!» - все лягушки прыгают в болоте, цапля находится в своем доме. На слова воспитателя: «Цапля идет» - лягушки выпрыгивают из болота и приседают, отбежав в сторону. Цапля, перешагнув через препятствие, должна доскакать до болота на одной ножке, прежде чем от туда выскачут лягушки. Пойманную лягушку цапля ведет к себе в дом.

«Ловля обезьян». Тренировать детей во влезании на возвышенность слезать с нее, повторять движения, показанные другими детьми точно и правильно.

Дети, изображающие обезьян располагаются на гимнастических лестницах, кубах, гимнастических скамейках. На противоположной стороне находятся ловцы обезьян (2-4 ребенка). Ловцы сговариваются между собой о том, какие движения они будут выполнять, выходят на середину площадки, показывают эти движения. Обезьяны смотрят эти движения с возвышенности. Затем ловцы уходят в свой дом. Обезьяны слезают с возвышенности и повторяют движения. По сигналу: «Ловцы!» - обезьяны влезают на возвышенность, а ловцы стараются поймать (осалить) обезьян, не успевших влезть на возвышенность .

«Забей мяч в ворота». Закреплять навыки детей в передаче паса ногой, развивать меткость, быстроту реакции, умении останавливать мяч ногой и отбивать его.

Дети делятся на две подгруппы. В противоположных сторонах площадки отмечают ворота (ширина 1- 1,5м.). В воротах становится вратарь. От ворот на расстоянии 2,5-3 метров ставится отметка-это линия удара. Дети встают в колонну друг за другом. Первый подходит к линии удара и отдает пас вратарю, стараясь забить гол и встать в конец колонны, следующий игрок должен подойти к линии удара, и приготовится получить мяч. Вратарь должен отбить мяч ногой обратно следующему игроку.

«найди и промолчи». Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, четкому выполнению правил игры.

Воспитатель показывает детям предмет (платочек, ленточку, флажок и т.д.), дает детям установку запомнить его. Затем дети отворачиваются или закрывают глаза. Воспитатель прячет этот предмет куда-нибудь. Просит детей зайти или открыть глаза и найти этот предмет, но тот, кто его найдет должен подойти к воспитателю и тихонечко, чтобы никто не услышал указать место нахождение этого предмета.

Апрель.

«Горелки». Упражнять детей в беге с ускорением, развивать ловкость. играющие становятся парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. Один из играющих – ловящий становится за линию. Все стоящие в колонне говорят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

После слов «беги», дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой справа), стремясь встретиться и взяться за руки. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют взяться за руки. Если ему это удается, то он образует новую пару с пойманным ребенком, а оставшийся без пары становится водящим. Если ему не удается никого поймать, то он продолжает быть водящим.

«Волк во рву». Совершенствовать умение детей преодолевать препятствие путем перепрыгивания, уметь рассчитывать свои возможности. Воспитывать уверенность в своих силах.

Посредине площадки проводятся две непараллельные линии (самое узкое место – 80см., самое широкое – 100см.) одна от другой – это ров. По краю площадки на расстоянии 1-2 шагов от края ее границы очерчиваются дом коз. На другой стороне площадки – луг. Из числа играющих выбирается волк, остальные козы. Все козы располагаются в одном из домов. Волк становится в ров. По сигналу воспитателя «Козы, идите, паситесь», дети выходят из дома и перепрыгивают через ров в удобном для себя месте. Волк старается поймать – осалить козу. Пойманная коза остается у волка. Через некоторое время воспитатель говорит: «Козы, домой!», дети бегут домой, перепрыгивая через ров, стараясь увернуться от волка. Затем подсчитывается кол-во пойманных коз, отмечается самая смелая коза (дети, прыгавшие через широкий ров).

«Перелет птиц» . Закреплять умение детей влезать на лесенку – стремянку и на гимнастическую лестницу, бегать врассыпную. Упражнять в ловкости. Быстроте.

Дети – птицы находятся на лесенке – стремянке и на нижних перекладинах гимнастической скамейке. После слов воспитателя «Солнышко светит, пора в дорогу», дети слезают с лесенки – стремянки и гимнастической лестницы и бегают по площадке. Махая руками – крыльями. После слов воспитателя «Ветер (дождь)», дети снова влезают на стремянку или лестницу.

«Подбрось- поймай» упражнять детей в ловкости, умении рассчитывать самостоятельно силу и дальность броска мяча, ловить мяч в беге.

На высоте роста ребенка закрепляется веревочка. Дети стоят на одной стороне. По команде воспитателя дети бросают мяч через веревочку, затем следом перебегают и ловят мяч с другой стороны. Воспитатель отмечает самых ловких детей и дает указания детям, которые не смогли поймать мяч.

«Перенеси предмет в свой обруч». Ориентировка детей в пространстве, профилактика плоскостопия у детей. На площадке раскладываются обручи основных цветов в разных углах. По площадке раскладываются мелкие предметы тех цветов, что и обручи. Дети должны захватить предмет ногой и перенести его в обруч того же цвета, что и предмет.

Май.

1.«Проползи – не задень». Совершенствовать умение детей проползать под препятствиями разными способами.

По середине зала протягивается шнур на высоте 50см, на который подвешены колокольчики по количеству детей. Дети делятся на две шеренги. Первая шеренга стоит с одной стороны площадки, а вторая – с другой. Воспитатель дает указание: какая шеренга, и каким способом должна пролезть под шнуром. Дети второй шеренги замечают, чей колокольчик прозвенел. Затем дети меняются местами.

2-ой вариант . Совершенствовать умение детей ползать на четвереньках между предметами, не задевая их.

Дети делятся на две команды, к оторые стоят на одной стороне площадки, перед каждой командой выкладывается полоса, состоящая из 4-5 предметов (кегли, разметка, кубики и т.д.), расстояние между предметами 50см. обе команды начинают движение после слов воспитателя «Вперед». Дети, передвигаясь на четвереньках между предметами должны проползти от первого предмета до последнего «змейкой», а от последнего предмета до стартовой черты – бегом. Побеждает команда первой пришедшей к финишу и не сбившая ни одного предмета.

«Караси и щука». Упражнять в беге врассыпную, ориентировку в пространстве, развивать ловкость, энергичность, самостоятельность.

Один из детей выбирается водящим. Остальные дети делятся на две группы. Одна группа – это камешки, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за пределами круга по сигналу воспитателя «щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат скорее занять место за камушком (присесть за ребенком, изображающим камушек). Пойманные караси уходят за круг. Игра повторяется с другой щукой. Дети меняются местами. Караси становятся камушками, а камушки – карасями.

3.«найди и промолчи». Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, четкому выполнению правил игры.

Воспитатель показывает детям предмет (платочек, ленточку, флажок и т.д.), дает детям установку запомнить его. Затем дети отворачиваются или закрывают глаза. Воспитатель прячет этот предмет куда-нибудь. Просит детей зайти или открыть глаза и найти этот предмет, но тот, кто его найдет должен подойти к воспитателю и тихонечко, чтобы никто не услышал указать место нахождение этого предмета.

4.«Школа мяча». Совершенствовать навыки детей владения мячом непринужденно, выбирать и выполнять движения самостоятельно, оценивать уровень подготовки свой и своих товарищей. Для игры дается небольшой мяч. Играют дети по одному, по двое, небольшими группками. Дети выполняют поочередно следующие задания:

бросать мяч вверх и ловить его двумя руками.

Бросать мяч о стенку и ловить его двумя руками.

Ударять мяч о землю и ловить его то правой, то левой рукой.

Бросить мяч о стенку, дать ему удариться о землю и отскочить, после чего ловить двумя руками.

В парах отбивать друг другу мяч левой и правой рукой после отскока.

5. «Чехарда». Упражнять детей в опорном прыжке, умении быстро группироваться. Дети становятся в колонну по одному на расстоянии вытянутой руки и группируются. Последний ребенок выполняет опорный прыжок через впереди сидящих детей до конца колонны. Затем быстро принимает положение упор присева. Ребенок, оказавшийся последним начинает прыгать и т.д. пока не перепрыгнут все дети. Это упражнение можно включать в соревнования.

«Подвижные игры для 9х-11х классов» на уроках физической культуры



"Сумей догнать"

  • Подготовка. В трёх шагах от углов зала ставят четыре стойки. Мальчики класса располагаются возле стен зала, растянувшись по всей его окружности. Они поворачиваются правым боком к стенам. Дистанция между игроками должна быть одинаковой.
  • Содержание игры. По команде "Марш!" все начинают бег против часовой стрелки, обегая стойки с наружной стороны. Задача каждого - не дать себя догнать и постараться коснуться рукой бегущего впереди. Остальные идут в центр зала, чтобы не мешать остальным.
  • В игре побеждают три самых выносливых ученика.
  • Правила игры: 1. Игра проводится раздельно между мальчиками и девочками. 2. Обязательно нужно осалить рукой игрока, бегущего впереди.

  • Капитан команды в шапочке Деда мороза должен оббежать вокруг стойки, вернуться, взять за руку второго игрока, добежать с ним до стойки, передать ему шапочку и остаться стоять у стойки, а второй игрок, надев шапочку, возвращается за третьим и. д., пока вся команда не переправится на другую сторону.

"Кто сильнее?"

  • Подготовка. Для игры нужно приготовить пять-шесть колец из толстой верёвки. Диаметр такого кольца 30 см. Играющие делятся на две команды. Посередине площадки отмечают пять-шесть кружков, в которые и кладут верёвочные кольца. В 2 м от кружков с каждой стороны проводят контрольные линии.
  • Содержание игры. По указанию руководителя по пять-шесть человек из каждой команды подходят к кружкам и, составляя пары, берут верёвочные кольца правой или левой рукой (о чём условливаются заранее). По общему сигналу каждый из составляющих пару игроков старается перетянуть соперника за контрольную черту, находящуюся сзади. Перетянувший получает для своей команды одно очко.
  • Команда, набравшая больше очков, выигрывает.
  • Правила игры: 1. При перетягивании нельзя умышленно отпускать руки. 2. Перетянутым считается тот, кто обеими ногами переступил контрольную линию.

"Мяч среднему"

  • Подготовка. Для проведения игры требуются два баскетбольных или волейбольных мяча. Играющие делятся на две равные команды, и каждая из них выстраивается по кругу на расстоянии вытянутых рук или пошире. Первые номера становятся в середину своих кругов с мячом в руках.
  • Содержание игры. По сигналу руководителя центральные игроки, находящиеся в кругах, бросают мяч вторым номерам, получают от них обратно, бросают третьим, также получают обратно и т.д. Когда центральный игрок получит мяч от последнего (по нумерации) игрока, он передаёт его второму игроку и меняется с ним местом. Второй игрок становится в середину круга и также начинает игру: перебрасывает мяч третьему игроку, получает от него, передаёт четвёртому и т.д. Игра заканчивается, когда все побывают в роли центрового игрока.
  • Побеждает команда, первой закончившая переброску мяча.
  • Правила игры: 1. Передавать мяч можно любым заранее установленным способом: одной или двумя руками, снизу, от груди, из-за головы, с ударом мяча о землю, волейбольным пасом, передачей мяча ногой по земле. 2. Мяч перебрасывается всем игрокам в строгой последовательности. 3. Тот, кто уронит мяч или не поймает его, должен сам его поднять и продолжить игру. 4. Очередной центровой игрок может начинать передачу мяча, как только поймает его от предыдущего центрового.


"Гонка с выбыванием"

  • Подготовка. С помощью флажков размечается круг диаметром 9-12 м и на нём проводится линия старта - финиша.
  • Содержание игры. По сигналу все участники игры одновременно начинают бег по внешней стороне круга против часовой стрелки. После каждого круга (или двух кругов) из игры выбывает участник, который последним пересёк контрольную линию старта.
  • Постепенно менее выносливые отсеиваются.
  • Победителем объявляется тот, кто останется лидером, т.е. самый выносливый и быстрый игрок.
  • Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Бегать разрешается только по внешней части круга. 3. Участники могут бежать с набивным мячом, надеть пояса с отягощением, рюкзаки с грузом.

"Карусели"

  • Подготовка. Игра проводится в виде соревнований четвёрок. Первая из них располагается на одной половине площадки, вторая - на другой. Пары игроков в каждой четвёрке встают напротив, положив руки на плечи друг другу и сцепив ладони на шее. Вторая пара в таком же исходном положении встаёт под углом 90 градусов к первой паре, соединив руки под руками игроков первой пары.
  • Содержание игры. По общему сигналу вторые пары начинают движение по кругу. При этом другие пары кружатся по воздуху, как на карусели. Чем сильнее вращается одна пара, тем выше взлетает другая.
  • В какой четвёрке карусели вращаются дольше, та и побеждает, после чего игроки в четвёрках меняются ролями.
  • Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Руки расцеплять нельзя.

"Перемена мест"

  • Подготовка. Игроки двух команд, стоя в шеренгах лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки (за линиями своих "домов"), приседают и кладут руки на колени.
  • Содержание игры. По сигналу все игроки, прыгая из глубокого приседа, продвигаются вперёд, стараясь быстрее пересечь линию противоположного "дома". Затем следуют прыжки в обратную сторону, но в игре не участвует тот, кто пересёк линию "дома" последним. игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останутся 2-3 самых выносливых прыгуна.
  • Побеждает команда, которая по окончании игры сохранила больше прыгунов.
  • Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Руки с колен убирать нельзя. 3. Прыгать разрешается только из положения глубокого приседа.

"Перестрелбол"

  • Подготовка. Игроки располагаются с двух сторон от сетки (как в волейболе). В команде 6-8 человек.
  • Содержание игры. Игра начинается с подачи одной из команд. Другая команда принимает мяч и разыгрывает его по всем правилам волейбола, переправляя третьим ударом на сторону противников, которые стараются принять мяч и также разыграть его.
  • Игрок, допустивший техническую ошибку, отправляется на противоположную сторону за линию плена. Команда теряет подачу. Игра возобновляется. Игра длится 10-15 мин. Побеждает команда, у которой по окончании игры в зоне пленных будет меньше игроков.



"Рывок за мячом"

  • Подготовка. Играющие делятся на две равные команды, которые выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки. Каждая команда рассчитывается по порядку номеров. Перед командами проводится стартовая черта. Руководитель с мячом в руках встаёт между командами.
  • Содержание игры. Называя любой номер, руководитель бросает мяч вперёд как можно дальше. Игроки, имеющие этот номер, бегут к мячу. Кто раньше коснётся мяча рукой, тот приносит команде очко. После этого мяч возвращается руководителю, который снова бросает его, вызывая новый номер, и.т.д. Играют установленное время.
  • Команда, набравшая больше очков, считается победительницей.
  • Правила игры: 1. Начинать бег можно с высокого или низкого старта (по договорённости). 2. Если два игрока коснулись мяча одновременно, каждая команда получает по очку.

"Пятнадцать передач"

  • Подготовка. Для игры требуется набивной мяч весом 5 кг. Играть могут одновременно несколько команд, каждая из которых состоит из трёх игроков, имеющих номера 1, 2, 3. Они становятся в одну шеренгу на расстоянии 7-8 м друг от друга.
  • Содержание игры. Центральный игрок (номер 2) по сигналу преподавателя бросает набивной мяч своему партнёру слева (номер 1). Тот ловит мяч и бросает его вправо через центрального игрока номеру 3, который возвращает мяч обратно центральному игроку. Это считается одной передачей. Игра продолжается, пока не будет выполнено 15 передач, что приносит команде победное очко.
  • Выигрывает команда, набравшая за установленное время большее число очков.
  • Правила игры: 1. Центральный игрок каждый раз должен объявлять номер законченной передачи. 2. Если мяч у какой-либо команды упал, то она должна поднять его и начать передачу сначала. 3. Игроки не должны толкать друг друга руками.

"Бег пингвинов"

  • Подготовка. Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Игроки, стоящие первыми, зажимают между ногами (выше колен) волейбольный или набивной мяч.
  • Содержание игры. По сигналу руководителя в положении мяч между ногами игроки должны обежать стойку (булаву, набивной мяч) и вернуться назад, передав мяч руками второму номеру своей команды. Участники, закончившие пробежку, встают в конец колонны.
  • Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.
  • Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Если мяч упал на землю, нужно снова зажать его ногами и продолжать игру.

"Подвижный ринг"

  • Подготовка. Толстую верёвку или канат (длиной 3-5 м) связывают свободными концами и кладут в середине площадки. Игроки условно распределяются по весовым категориям на четвёрки. Первая четвёрка подходит к канату с разных сторон и, взяв руками, поднимает и натягивает его, как бы образуя ринг. В трёх шагах за спиной каждого игрока кладут по набивному мячу.
  • Содержание игры. По сигналу "Тяни!" каждый игрок старается первым дотянуться до мяча и коснуться его ногой. Тот, кому это удастся, побеждает и отходит в сторону. Оставшаяся тройка игроков снова берёт канат и тянет его уже по трём направлениям, стремясь выполнить то же задание. Победитель занимает второе место. Таким же образом разыгрывается третье место: игроки тянут в разные стороны. Мячи каждый раз переставляются в определённое положение, для чего на площадке заранее можно сделать метки. Затем соревнуется вторая четвёрка, после неё - третья и т.д., в финале встречаются победители.

  • В финальной борьбе между победителями выявляется лучший, он и считается выигравшим.
  • Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Обязательно надо коснуться ногой набивного мяча.

Это вариант всем известной игры "Шарики", только в этот раз - для группы. Соответственно, приготовить для конкурса нужно надувные шары, которые в процессе привязываются к ноге каждого участника. Можно привязать на щиколотку один, а если не жалко - два шарика. Все зависит от того, сможете ли вы себе позволить столько материалов. Дается сигнал - и все учавствующие начинают борьбу, в которой нужно сохранить свой шар целым (или целыми), но в то же время полопать все чужие. Побеждает тот, кто последний остается с целым шариком. Веселье, движение и адреналин обеспечен всем!

Эстафета

Это конкурс по типу эстафеты: нужно на скорость пробежать определенную дистанцию. Но пробежать ее надо так: два игрока становятся спиной к спине, а так же берутся за руки. Такой парой они должны пробежать дорогу туда, а так же назад. Запрещается поднимать и нести на спине второго партнера или падать - в таких случаях конкурсанты выбывают.

Накормить яблоком

Выбираем из зала несколько пар. Завязываем им всем глаза и ставим друг напротив друга. Каждому дается по яблоку (следите, чтобы они были более-менее равными по размеру). Задача - накормить того, кто стоит напротив, как можно быстрее.

Снять шапку

В этом конкурсе могут участвовать минимум двое, максимум - две команды по несколько человек. На земле нужно начертить круг. Участникам одеваем на голову шапку, а левую руку привязываем к телу. Задача: снять шапку у второго игрока и не дать снять свою, и все это в черте круга, за границы которого нельзя заходить. Для команды каждая снятая шапка - очко, для единичного случая победитель - тот, кто сохранит свой головной убор.

Посмотри и запомни

Подготовьте поднос, на который положите различные предметы: карандаш, отвертка, часы - все, что в голову придет. Предметы можно как убирать, так и возвращать на место в процессе конкурса. Человек с завязанными глазами должен отгадать все, что лежит на подносе.

Вырезать буквы

Выбранные люди делятся на две команды, которым вручаются: веревка, карандаши, булавки, ножницы и несколько листов бумаги. Ведущий дает сигнал и двое из каждой команды должны натянуть веревку, а остальным нужно вырезать из бумаги буквы и прицепить их к веревке так, чтобы получилась интересная и красивая фраза из двух слов как минимум. Побеждают либо те, кто сделал это первыми, либо те, у кого фраза получилась оригинальной.

Займите старшеклассников интересными и подходящими им по возрасту играми, конкурсами. Желаем отличного времяпровождения!


Танцы бывают одиночные, парные и групповые. Парные танцы исполняют, стоя лицом к лицу и поддерживая друг друга за руки, плечи или талию. Так же при этом мужчина и женщина глядят друг другу в глаза. А что будет, если появится мода исполнять парные танцы, стоя спиной к спине? Попробуйте проверить, что из этого получится. Станцуйте "затылок в затылок” такие известные танцы, как вальс, кадриль, фокстрот, самбо, твист.

Игра "Замедление"


Все любители кино знают, что такое "замедленная съёмка. К замедленной съемке прибегают режиссеры и операторы, когда хотят драматизировать съёмку или когда хотят обратить внимание зрителей на тончайшие оттенки мимики и пластики героя. Чаще всего в замедленном темпе показываю сцены драк и падений, а ещё - сцены катастроф. Попробуйте, не прибегая к средствам кино и видеосъемки, изобразить некоторые нетрадиционные замедленные сцены. В замедленном темпе покажите, как человек чихает, убивает комара, чешет под лопаткой, принимает лекарство, обгрызает ноготь.

Усложненный вариант игры "Испорченный телефон"


Простая, но очень веселая игра, известная еще с детства. Один из гостей быстро и нечетко, шепотом говорит соседу справа какое-нибудь слово. Тот, в свою очередь, таким же манером шепчет услышанное своему соседу - и так по кругу. Последний учстник встает и громко произносит переданное ему слово, а тот, кто начинал игру, говорит свое. Иногда результат превосходит ожидание. Вариант игры - "Ассоциации", т.е. сосед не поторяет слово, а передает ассоциацию с ним, например: зима - снег.

ГДЕ Я?


Участвующего усаживают спиной ко всем, а на спину прикрепляют табличку с заранее приготовленной надписью. Надписи могут быть различными: "Туалет", "Магазин", "Интститут" и пр. Остальные наблюдающие задают ему разнообразные вопросы, типа: "Зачем ты туда ходишь?", "Как часто?" и т.п. Играющий должен, не зная того, что написано на подвешенной на него табличке, отвечать на вопросы.

Подвижная игра "Водоносы"


Наполнить стаканы чайной ложкой. Кто быстрее справится с заданием, получает возможность выпить содержимое (сок).


Для этой игры потребуются кегли и повязки на глаза по количеству участников. Игра командная. Кегли расставляются "змейкой" перед каждой командой. Команды, взявшись за руки, с завязанными глазами пытаются пройти дистанцию, не задев кегли. У чьей команды окажется меньше сбитых кеглей, та и победит в "путешествии". Сколько не сбитых кеглей - столько очков.


Участники разбиваются на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание написать за 10-15 минут рассказ на какую-нибудь тему (»Как я собирался в лагерь», «Наше путешествия в лагерь» и т.д.). Но при этом в рассказе вместо определений-прилагательных должны быть оставлены пустые места. Затем группы собираются вместе и по очереди вписывают в свои рассказы прилагательные, которые наугад говоря им представители других групп. Эти прилагательные могут носить смешной (но не обидный) характер. Замет зачитываются готовые рассказы, определяется самое смешное, самое оригинальное произведение. Продолжительность игры 40-50 минут.


******************************************

А вне Советов оказались только те, кто жил эксплуатацией, обманом и насилием,- капиталисты, помещики и высшее чиновничество.
И мы с Сережей, сидя на галерке, с восхищением говорили о том, что, казалось бы, после разгрома революции пятого года царское правительство с помощью различных своих прихлебателей, буржуазных лакеев, сделало все, чтобы вытравить, затемнить и бесследно уничтожить самую память о Советах рабочих депутатов. Но вот, едва рухнуло самодержавие, как тут же по всей стране, сначала в столицах и рабочих центрах, а потом по бесчисленным городам и городишкам и, наконец, в деревнях и селах, стали снизу, по почину народных масс, вновь возникать эти конденсирующие революционную энергию организации. Оказалось, что политический опыт пятого года совсем не забыт, трудовой народ свято хранил память о созданных им революционных учреждениях. И они поднялись, казалось бы, из самой русской почвы, с теми же своими особенностями и задачами и с той, похожей на естественную, закономерностью, с какой земля в новую весну рождает такие же цветы, какие цвели на ее лугах и полях в весну предыдущую.
По всем городам России к Советам рабочих депутатов стали присоединяться посланцы, избранные солдатами, то есть крестьяне в солдатских шинелях, с винтовками в руках. Потом прибыл из-за границы Ленин, взглянул своим орлиным взглядом н сразу определил, что Советы рабочих депутатов есть единственно возможная форма революционного правительства! Проницательные слова его о том, что рядом с Временным правительством, правительством буржуазии, сложилось еще слабое, зачаточное, но все- таки несомненно существующее на деле и растущее правительство рабочих и солдатских депутатов, мигом облетели всю Россию. Эти слова вызывали ненависть у буржуазии, растерянность и бешенство соглашателей, будоражили умы и вызывали надежду на лучшее будущее у рабочих и у всех, для кого социализм не был пустым и красивым словом.
Ленин, тогда еще гонимый и преследуемый буржуазией, предсказал, что многоголовая советская громадина, в создании которой приняла участие вся трудовая Россия, имеет великую цель. «Вся власть Советам!» - сказал он, и большевики, последователи Ленина, провозгласили эту цель перед всем народом.
И я помню, как на одном из первых заседаний Челябинского городского Совета снова вышел на трибуну невысокого роста, крепко затянутый поясом, худощавый солдат Цвиллинг - депутат оружейных мастерских. Своим резковатым, напоминающим боевой рожок голосом он четко и ясно сказал, что трудящиеся не должны давать себя обманывать, что Временное правительство состоит из капиталистов.
- Никакого доверия министрам-каииталистам! Долой Временное правительство! Вся власть Советам!
И никак нельзя было не признать правды этих слов. Нельзя было не признать, что министры Временного правительства- Гучковы и Львовы, Коноваловы и Терещенки - являются капиталистами. Но люди, к которым адресовался Цвиллинг, не искушенные в политике рабочие и солдаты, были еще политически наивны: ведь самодержавие только что рухнуло, множество партий, именовавших себя социалистическими и революционными, вышло на политическую арену, и все они клялись в преданности интересам трудового народа, и все они требовали доверия и поддержки Временному правительству. И только одна партия Ленина твердила свое.
Она именно твердила. Я помню, как большевики, словно взяв себе за правило, выступали чуть ли не на каждом заседании Совета, говорили снова и снова об одном и том же, варьируя только содержание своих речей, в зависимости от быстро сменяющих одно другое событий текущего дня революции.
Встал вопрос о захватнических намерениях министра иностранных дел Милюкова, и они заговорили об империалистическом характере войны, о влиянии банков, синдикатов и трестов на политику буржуазных правительств. Снова и снова о разделе мира между империалистами. И теперь под громом аплодисментов встречал Совет большевиков, и беспокойно переглядывались еще сидевшие в президиуме представители соглашательского большинства, чувствуя, что стулья качаются под ними.
Здание Народного дома стояло на самом возвышенном месте города, и теперь, когда его занял Совет рабочих депутатов, казалось, что оно не случайно высится над городом. В этом здании шла непрекращающаяся работа Совета рабочих и солдатских депутатов.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ для учащихся 5 - 9 классов

ИГРЫ С БЕГОМ НА СКОРОСТЬ

Пятнашки маршем
Две команды располагаются в шеренгах на противоположных сторонах площадки, за линиями. Одна команда идет маршем (шеренгой) в направлении другой. Когда марширующие находятся на расстоянии 3- 5 м от линии противника, учитель внезапно подает сигнал, по которому наступавшие убегают за свою линию, а игроки другой команды стараются их осалить до линии. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, осалившая большее число игроков другой команды.

Бег за флажками
Играющие делятся на две равные команды. Каждая из них располагается по противоположным сторонам места для игры, за линиями. Параллельно этим линиям посередине площадки обозначается полоса шириной 2-3 м, на которой раскладываются флажки. По сигналу учителя игроки обеих команд быстро выбегают к поперечной полосе и стараются собрать возможно большее количество флажков, а затем с флажками возвращаются за свои линии и строятся в шеренгу. Капитаны команд собирают и подсчитывают принесенные своими игроками флажки. За каждый флажок команде дается одно очко. Команда, получившая большее количество очков, выигрывает. Каждый игрок может собирать любое количество флажков. Отнимать флажки нельзя: за каждое нарушение этого правила команда штрафуется на одно очко. На полосу с флажками забегать нельзя.

Линейная эстафета с бегом
Три команды строятся в шеренги, которые располагаются в виде буквы П. Перед командой, находящейся между двумя другими, проводится общая линия старта. Впереди, за 15-20 м ставятся в ряд три городка. Первые номера каждой команды становятся на старт и по команде учителя бегут к своим городкам, обегают их, возвращаются обратно и касанием ладони передают эстафету очередному игроку своей команды, заранее вышедшему на старт. Очередные игроки повторяют действия первых номеров и т.д. Команда, закончившая перебежки раньше других, побеждает.

Перебежки с выручкой
Площадка делится поперечной линией на два равных участка. На расстоянии 2 м от каждой из коротких сторон площадки проводится по одной «игральной» черте. За ними расставляются (вдоль всей ширины площадки) на равных расстояниях по 10 чурок. Играющие, разделившись на две равные команды; располагаются на своих участках в произвольном порядке. По сигналу игроки обеих команд, перебегая поперечную линию, стараются унести на свою сторону чурки другой команды. Игроки салят перебегающих противников, которые после этого остаются на месте. Осаленных может выручить игрок своей команды, когда он коснется их рукой. Команда, перенесшая за установленное время большее число чурок, побеждает. Салить игроков другой команды можно только на своей половине площадки. За одну пробежку можно взять только одну чурку. Если игрок осален с чуркой, то чурка отбирается и относится обратно, осаленный игрок остается стоять на месте до выручки.

Охрана перебежек
Ученики делятся на две команды: метателей и защищающих. Команда метателей в свою очередь делится пополам и располагается шеренгами за противоположными (коновыми) линиями, расстояние между которыми 25-30 м. Правофланговому игроку одной из шеренг метателей дается малый мяч. Посередине площадки чертится круг диаметром 1,5 м. В центре круга устанавливается стойка для прыжков высотой 2,5 м. Команда защищающих, рассчитавшись по порядку, располагается вокруг стойки с наружной стороны круга. Первый номер становится у конца одной из коновых линий. По сигналу команда метателей старается возможно скорее попасть мячом в стойку. То одна, то другая группа этой команды по очереди бросают мяч в цель. Команда защищающих препятствует этому. Игрок № 1 этой команды с началом игры бежит от коновой линии до противоположного конца и обратно; подбежавшего к месту старта игрока сменяет очередной игрок, а первый идет защищать стойку и т. д. Перебежки продолжаются до попадания мячом в стойку, после чего игра временно прерывается и подсчитывается число перебежек, сделанных командой защищающих. После этого команды меняются ролями и местами. По окончании второй половины игры подсчитывается количество перебежек, произведенных защитниками. Команда, сделавшая большее число перебежек, выигрывает. Мяч, не попавший в стойку и перелетевший в сторону противостоящей группы, подбирается игроками этой группы, для чего разрешается выходить за коновую черту. Если мяч, отбитый защитниками, упадет в круг около стойки или около защитников, то такой мяч подбирается выбежавшим за коновую черту очередным игроком из группы метателей. За каждую перебежку игрока от одной коновой черты до другой и обратно команде защищающих начисляется 2 очка. Очередной игрок, ожидая прибытия бегуна, должен заранее находиться на коновой черте и быть готовым начать бег в тот момент, когда подбежавший коснется его руки. Защищающим нельзя вступать в круг со стойкой.

Эстафета по полосе препятствий
Игра проводится подобно линейной эстафете с бегом, но поперек пути бегунов на высоте 60 см подвешивается на стойках веревочка и за ней на земле обозначается полоса шириной 2 м 10 см. Очередные игроки прыгают через веревочку и через полосу.

Эстафета по кругу
Четыре - шесть команд строятся наподобие спиц колеса, повернувшись правым или левым боком к центру круга, веерообразно расходящимися шеренгами. По сигналу первые номера, стоящие крайними от центра круга, бегут вокруг и, добежав к своей команде, передают эстафету очередному, а сами становятся в конец своих шеренг (к центру). Побеждает команда, раньше закончившая бег.

Большая, эстафета по кругу
На четырех углах площадки ставятся флажки, а в центре - большой флаг. Класс делится на три команды, которые строятся в колонны по одному недалеко от линии старта. От каждой команды вызывается к линии старта по одному бегуну. По сигналу они обегают четыре флажка и, добежав до линии финиша (рядом со стартовой линией), передают эстафетную палочку вторым номерам. Выигрывает команда, последний игрок которой закончит бег вокруг флажков, первым добежит к централь-1 ному флагу и постучит по древку эстафетной палочкой.

Бег командами
Нескольким командам (по 10-12 человек в каждой) поочередно дается старт. Выигрывает команда, пробежавшая дистанцию (до 500 м) быстрее всех, не растягиваясь, и финишировавшая в полном составе в «коридоре» шириной 10 м.

ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ В ВЫСОТУ

Удочка с прыжками «перешагиванием»
Играющие делятся на группы по 6-8 человек. Водящий в каждой ", группе кружит веревочку с мешочком на конце так, чтобы мешочек скользил по полу. Остальные играющие стоят за два шага от окружности, по которой скользит мешочек. Когда мешочек оказывается близко, игрок делает шаг вперед, с другого шага отталкивается от земли и прыгает через мешочек с веревочкой «перешагиванием» и затем быстро отходит на прежнее место. Задевший идет водить. Выигрывает тот, кто меньшее число раз побывал водящим.

Веревочка под ногами
Играющие становятся в три (четыре) колонны по одному. Расстояние между колоннами не менее 2 м. Головные игроки каждой колонны получают по короткой скакалке. По сигналу первые двое в каждой колонне проводят скакалку под ногами всей колонны (веревка почти касается земли). Стоящие в колонне прыгают через веревочку. Когда все игроки колонны перепрыгнут через скакалку, первый игрок остается сзади колонны, а второй бежит вперед и вместе с третьим игроком опять проводит скакалку под ногами стоящих в колонне и т. д. Игра ведется до тех пор, пока все игроки не пробегут с веревочкой. Побеждает колонна, игроки которой меньшее число раз задевали веревочку.

ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ В ВЫСОТУ И ДЛИНУ С РАЗБЕГА

Прыжок за прыжком
Две команды становятся в колонны по двое, параллельно и на расстоянии 2 м одна от другой. Все пары играющих держат за концы короткие скакалки на расстоянии 50-60 см от пола. По сигналу первая пара каждой команды быстро кладет скакалку на землю, бежит в конец колонны, затем последовательно перепрыгивает через скакалки всех пар, стоящих в колонне. Достигнув своих прежних мест, игроки останавливаются и берут свою скакалку. Теперь игроки второй пары кладут свою скакалку, прыгают через первую скакалку, бегут в конец колонны, затем перепрыгивают через все скакалки до прежнего места и т. д. Команда, закончившая прыжки первой, побеждает.

Прыгуны и пятнашки
Играющие делятся на две команды: прыгунов и пятнашек. Каждая команда становится в шеренгу за своей боковой линией площадки. На расстоянии 1 м от одной из лицевых границ площадки (параллельно ей) обозначается первая линия старта, а впереди, за 3 м - вторая. Впереди второй линии старта на 10-12 м обозначается полоса шириной 1,5-2 м. По команде учителя «На старт!» четверо очередных игроков из команды прыгунов занимают места за второй линией старта, а за ними в затылок (за первую линию старта) становятся четверо из команды пятнашек. По команде «Внимание!» прыгуны и пятнашки принимают положение высокого старта, а по команде «Марш!» все выбегают вперед. Прыгуны стараются быстрее добежать до полосы и перепрыгнуть через нее; пятнашки - успеть осалить прыгунов прежде, чем они сделают прыжок (пятнашки не прыгают). Получают по одному очку: прыгун, который до прыжка не будет осален, или тот из пятнашек, кому удается осалить прыгуна, еще не сделавшего прыжок. Побеждает команда, получившая большее количество очков.

Эстафета с прыжками
Команды в 6-8 человек становятся за общей чертой в колонны по одному. Головные игроки держат в руках по сложенной вдвое веревочке длиной 3 м. Впереди каждой команды, за 6-8 м, ставится по флажку. Между флажками и чертой начала бега обозначается полоса шириной 1,5 м. По сигналу головные игроки выбегают вперед, прыгают через полосу, обегают свой флажок. Возвращаясь к колонне и вторично перепрыгнув полосу, вместе с очередным игроком они «проводят» сложенную вдвое веревочку под ногами играющих (на высоте 30-40 см). Стоящие в колонне прыгают через веревочку способом «согнув ноги». Затем головной игрок остается сзади колонны, а очередной, взяв веревочку, повторяет действия первого игрока. Возвращаясь к колонне, он вместе с третьим по порядку игроком проводит веревочку вдоль колонны и т. д. Когда веревочку вновь получит первый игрок, он поднимает ее кверху, показывая, что его команда закончила игру. Игра повторяется, но в следующем варианте. Возвращающиеся к месту своих команд игроки не проводят веревочку под ногами стоящих в колонне, но держат ее с очередным игроком за концы, натянув во всю длину над линией начала бега. Игроки с разбега поочередно прыгают через веревку «перешагиванием».

Эстафета с преодолениями препятствий
На дистанции 50-60 м устанавливаются различные препятствия: бревно для перелезания, щиты для метания мячей в цель, подвешенная к стойкам веревочка для прыжков в высоту, «ров» для прыжков в длину шириной 2 м (обозначается на земле). По этой же полосе препятствий проводится эстафета. Преодолев полосу, на обратном пути игроки препятствий не преодолевают.

ИГРЫ С МЕТАНИЕМ НА ДАЛЬНОСТЬ И В ЦЕЛЬ

Снайперы
Играющие становятся в одну разомкнутую шеренгу и рассчитываются на первый-второй. Первые номера составляют одну команду, вторые - другую. Игрокам одной из команд дается по малому мячу. Впереди шеренги, на расстоянии 6 м ставятся в ряд с промежутками в 1-2 шага 5 городков одного цвета и 5 городков другого цвета, вперемежку. Каждая команда имеет городки определенного цвета. По сигналу команды по очереди залпом (все игроки одновременно) метают мячи в городки. Каждый сбитый городок своего цвета отодвигается на шаг дальше, а сбитый городок другой команды - на шаг ближе. Команда, сумевшая за время игры дальше отодвинуть свои цели, выигрывает (учитывается общее количество шагов, на которое оказались отодвинуты цели).

Лапта
В игре участвуют две команды по 9 человек. Для игры требуется ровная площадка размером 40x30 м. Отступая на 3 м от коротких линий поля, проводят линии города и кона. На. расстоянии 1,5 м от линии города, с правой стороны площадки, чертят линию пригорода длиной 3 м. Линии города, кона и пригорода отмечаются по концам флажками. Принадлежности для игры: малый резиновый мяч, лапта, нарукавные отличительные повязки, 6 флажков. Перед игрой (по жребию) одна команда (бьющая) идет за линию города, другая команда (полевая) располагается на площадке в произвольном порядке. По сигналу первый по очереди игрок из бьющей команды, встав за линией пригорода, ударяет лаптой по мячу, направляя его в поле. Если удар был хороший и мяч полетел далеко, то пробивший игрок, оставив лапту, делает перебежку через поле за линию кона и обратно за черту города. Если же удар вышел слабым и мяч упал неподалеку, то игрок ждет хорошего удара, следующего за ним игрока и тогда бежит с ним вместе. Игроки команды поля стараются поймать пробитый мяч с воздуха или схватить мяч с земли и попасть им в кого-нибудь из перебегающих игроков команды города. Пойманная «свеча» дает игрокам поля бесспорное право перейти в город; другая команда становится в этом случае командой поля. Если кому-нибудь из полевых игроков удастся попасть мячом в перебегающего игрока бьющей команды, все игроки поля должны быстрее убежать в город, так как игроки бьющей команды могут схватить мяч и в свою очередь попасть им в любого игрока поля, не успевшего убежать за черту города, и т. д. Задача бьющего команды - подольше поводить по полю противника, а противник должен стараться поскорее сменить команду бьющих. Каждый игрок команды бьющих, благополучно сделавший перебежку от города до конца и обратно за городскую черту, получает для своей команды очко. Команда, получившая большее число очков, побеждает.

Правила
1. Каждый игрок бьющей команды может бить по мячу только один раз независимо от того, попал ли он лаптой по мячу или промахнулся. Право на второй удар и на дальнейшие он получает каждый раз после того, как сбегает за линию кона и вернется в город, не будучи задетым мячом.
2. Совершать перебежки можно сразу двум или трем игрокам.
3. Для обратных перебежек с линии кона до города игроки могут дожидаться наиболее благоприятного момента. Выбегать в этом случае с линии кона разрешается после очередного удара с линии пригорода.
4. Игроки полевой команды имеют право бегать с мячом по всему полю и перебрасывать мяч один другому.
5. Игрокам полевой команды запрещается мешать перебегающим (вставать на пути, задерживать).
6. Перебегающим запрещается пересекать боковые линии площадки.
7. Мяч, нарочно отбитый игроком за границы поля, не засчитывается, и удар выполняется вновь.

Сильный бросок
Играющие, разделившись на две команды, становятся одна против другой на расстоянии, 20 м за линиями. Впереди в 3 м от каждой линии проводится еще по одной параллельной «городской» черте. Посередине площадки - баскетбольный мяч, а у всех игроков - по одному малому мячу. По сигналу играющие (в произвольной очередности) бросают свои мячи в баскетбольный мяч, стремясь перекатить его за городскую черту противника. Выигрывает команда, перекатившая мяч первой.

В четыре стойки (вариант лапты)
Играют две команды. Одна располагается в «городе», другая - в «поле» В четырех местах поля ставятся четыре стойки на расстоянии 10 м одна от другой. Игроки команды города поочередно подают лаптой мяч в поле и бегут, касаясь рукой каждой из четырех стоек, и возвращаются к себе в город. В случае опасности перебегающий может остановиться у одной из стоек, выжидая следующие подачи мяча. Игроки команды поля стараются поймать на лету пробитый мяч или поднять его с земли и попасть этим мячом в кого-нибудь из перебегающих. Когда это им удается, то команды меняются ролями. Каждый игрок, благополучно вернувшийся обратно в город, получает для своей команды одно очко. Команда, набравшая за время игры (15-20 мин) большее количество очков, побеждает.

Ловкие и меткие
На площадке чертятся один в другом три круга диаметром 3, 10 и 15 м. По окружности маленького круга расставляются 6 городков. Играют две команды. В каждой команде выделяется по одному капитану и по три защитника. Остальные игроки - подающие. Капитаны становятся в малом круге, защитники - в среднем, а подающие произвольно размещаются в большом круге. Учитель дает волейбольный мяч одному из капитанов, тот бросает его своему игроку в большой круг (подающему), игрок из большого круга старается передать мяч назад своему капитану, однако защитники стараются перехватить мяч и передать его своим подающим. Капитан, получив мяч, сбивает им один из городков. Сбитый городок убирается. Учитель дает мяч другому капитану, и игра продолжается. Выигрывает команда, капитан которой раньше собьет четыре городка. Запрещается вырывать мяч из рук, держать его в руках более 3 сек. Если защитник одной из команд случайно заденет городок ногой и повалит его на землю, то городок считается как бы сбитым мячом капитана другой команды.

Шагай вперед
Игра проводится на большой площадке. По обе стороны от средней линии площадки, отступая на 60 м, отмечаются линии кона. Две команды произвольно располагаются на своих сторонах площадки, в 15-20 м от средней черты. Один из игроков команды, начиная игру, бросает волейбольный мяч по направлению коновой линии другой команды. Иг-1 роки второй команды стараются поймать мяч на лету. Если мяч пойман, то очередной игрок имеет право, держа мяч в руках, сделать три больших шага (подпрыгивая) вперед с того места, где был пойман мяч, и бросить его по направлению к лицевой линии площадки противника. Мяч, упавший на землю, бросает очередной игрок с места падения мяча. Переброска и ловля мяча продолжаются до тех пор, пока одной из команд не удастся забросить мяч через лицевую черту площадки другой. Эта команда и побеждает

ИГРЫ С БЕГОМ, МЕТАНИЕМ, ПРЕОДОЛЕНИЕМ ПРЕПЯТСТВИЙ, ПРЫЖКАМИ В ВЫСОТУ И ДЛИНУ

Лапта с препятствиями
Играют две команды. Одна располагается в «городе», другая в «поле». В поле чертятся три кружка диаметром 1 м на большом расстоянии один от другого. Это станции. Один из команды поля становится в городе подавать мяч. Игроки команды города в порядке очереди отбивают лаптой мяч и бегут по порядку в первую, вторую и третью станции, стараясь вернуться в город не осаленными. На пути из третьей станции в город им приходится преодолеть два препятствия: обозначенный окоп шириной 1,5 м и перевернутый барьер (заборчик высотой 60-70 см). Игрок, отбивший мяч и сумевший без остановок пробежать все три станции, преодолеть два препятствия и вернуться не осаленным в город, получает для своей команды четыре очка. Если пробежка идет после второго или третьего удара (второго-третьего игрока), то команда получает только одно очко. Во время перебежек игроки поля ловят мяч и осаливают им пробегающих, пока те находятся вне города или вне станции. Если кто-нибудь осален, команды меняются местами и ролями. Игра продолжается 15-20 мин. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Эстафета с бегом, прыжками, метаниями

Для эстафеты следует подготовить два ряда препятствии: бревна высотой 50-70 см, гладкий палисад (забор) высотой 80 см, «окоп» (полосу шириной 2 м) и круг диаметром 3 м. Стартуют двое (по одному, от каждой команды). По сигналу они бегут 15 м, преодолевают бревно, пробегают еще 20 м и прыжком «наступая» преодолевают палисад; бегут 15 м, перепрыгивают «окоп» и метают фанату в круг, обозначенный в 15 м. от линии метания. После метаний гранат играющие быстро возвращаются, минуя препятствия, к линии старта. Прибежавший первым и попавший гранатой в круг получает для своей команды два очка; прибежавший вторым при попадании в круг - одно очко. Затем старт дается очередной паре. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

«Кто быстрее?»
На площадке от средней линии обозначаются две черты по обе стороны на расстоянии 20 м. Играют две команды. Соревнуются парами (по 1 одному игроку от каждой команды). Очередная пара становится на обозначенных противоположных линиях. По сигналу учителя «Марш!» они бегут навстречу, придерживаясь правой стороны, и стараются раньше пробежать центральную линию (середину). Кому это удастся, тот получает для своей команды очко. Учитель стоит сбоку средней линии и присуждает победу. Затем стартует следующая пара. Выигрывает команда, набравшая больше очков.Подвижные игры для младших школьников