Работа с метафорическими ассоциативными картами. Инструкция и примеры работы для работы с метафорическими ассоциативными картами "OH"

Часто в жизни случается так, что необходимо прояснить какую-то текущую ситуацию, найти решение проблемы, ответ на свой вопрос. Можно долго сидеть и копаться в прошлом, мыслях, переживаниях. Заходить в тупик, не находя ответа, и снова начинать всё сначала. Очень сложно найти то, что нужно, среди информации, которая накопилась в голове. Особенно без помощи процессора или каких-то техник, изучение которых требует времени.

Что же делать?

Метафорические ассоциативные карты (МАК) - отличный инструмент для прояснения каких-либо ситуаций, который можно использовать сольно и без особой подготовки.

Сейчас существует множество разновидностей метафорических карт: есть карты с картинками на определенную тему, состоящие из нескольких колод и т.д. Но сегодня я хочу рассказать о том, что это такое на примере ОХ-карт (OH-cards).

ОХ-карты состоят из 2 колод: картинки и рамочки со словами. В каждой из колод - 88 карт. Также с ОХ-картами отлично сочетаются и другие виды ассоциативных карт.

Как работают с метафорическими картами?

С каждой колодой идет инструкция по работе с картами. Но, на самом деле, каких-то строгих правил нет. Нужно просто сфокусироваться на интересующем Вас вопросе, вытянуть из колоды рамочку со словом, а затем картинку и посмотреть, что изображено на ней и как это связано со словом на рамочке. И так столько раз, сколько захочется - хоть всю колоду. Суть в том, что о себе человеку рассказывать сложнее, а о картинке - просто. И когда человек находит связь между картами, рассказывает, что изображено на них, он вдруг начинает понимать, что это всё, на самом деле, он рассказывает о самом себе. Начинает казаться, что карты «говорят» ему о том, что происходит. Но никакой мистики в этом нет. Просто человек видит на картинке то, на чем находится его внимание. Картинка, словно крючок, «цепляет» информацию из его головы и человек выгружает эти данные. Он начинает осознавать происходящее, в то время как до этого он пытался найти ответ на свой вопрос в море информации и не мог сфокусироваться на чем-то конкретном. Удивительно, но очень часто люди вытягивают те карты, которые попадают точно «в яблочко». При этом разные люди видят разные вещи на одной и той же картинке.

Еще один интересный момент: в процессе своего рассказа человек может даже замечать, будто что-то на карте поменялось, например, нарисованный персонаж стал улыбаться, а до этого был хмурый. Этому способствует стиль исполнения карт: картинки на них, как правило, прорисованы нечетко, чтобы подсознание и фантазия человека могли «дорисовать» нужные элементы.

Понять, что изображено на карте, помогают ощущения. Нужно просто посмотреть какие ощущения возникают от карты или сочетания карт. Очень часто всплывают конкретные эпизоды, даже то, что, казалось бы, забылось.

Ч то еще можно делать с помощью карт?

Область применения карт велика: с их помощью можно не только работать с переживаниями, но и играть с друзьями, рассказывая истории, класть карту на лист бумаги и дорисовывать, просто раскладывать без запроса и т.д. Главное помнить, что все ответы - внутри нас, а карты только помогают их найти и осознать.

Метафорические карты – что это такое, как работать с ассоциативными картами?

Метафорические карты – новое, но уже зарекомендовавшее себя направление в психологии, относящееся к проективным методикам. Психологи, использующие в своей работе ассоциативные карты, подтверждают их эффективность. Плюс этого метода в том, что с картами можно работать и самостоятельно для развития творческого потенциала, воображения.

Что такое метафорические карты?

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – набор карт или открыток, на которых изображены разного рода события, фигуры, лица, природа, предметы, животные, абстракции. Для чего нужны метафорические карты, кажущиеся иногда незамысловатыми и примитивными картинками? Психологи утверждают, что такая примитивность обманчива, а работа с картами многослойна и дает прекрасный исцеляющий, терапевтический эффект в короткие сроки.

Метафорические карты в психологии

Метафорические карты в работе психолога мощный и эффективный инструмент, позволяющий исследовать ассоциации и образы человеческого подсознательного. Известный факт, что подсознание сопротивляется быть проявленным, а такая проективная методика как МАК помогает обойти это сопротивление и раскрыть субъективные причины неэффективных паттернов поведения, реагирования.

Цель работы с метафорическими картами

Психосоматика и метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе психологов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния, болезни. Любая область психологии будь то семейная, индивидуальная и групповая может использовать ассоциативные карты в качестве серьезного помогающего инструмента. Цели работы с МАК:

    обход рационального мышления;

    осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;

    реконструкция прошлых событий, повлекших за собой возникновение фобии, невроза, психотравмы;

    прояснение актуальных переживаний и потребностей;

    завершение «неоконченных» событий, забирающих энергию;

    моделирование линии времени от прошлого к будущему.

Метафорические карты – виды

Такие разные метафорические карты – значение каждой колоды зависит от тематики. Есть более узконаправленные, а есть универсальные. Но все они очень ресурсные. Самые популярные среди психологов МАК:

    «Персона / Persona» – набор карт с лицами людей, отражающим разные эмоции и состояния;

    «Танду / Tandu» – ассоциативные карты для проработки отношений в паре;

    «Экко / Ecco» – раскрытие творческого потенциала;

    «Коуп / Cope» – работа с душевными травмами;

    «Сага / Saga» –развитие воображения и творческого потенциала;

    «Морена / Morena» помогает увидеть ресурс;

    «Она» – женская, очень ресурсная колода;

    «Окна и двери» – работа с состояниями, поиск ресурсов, новых решений;

    «Из сундука прошлого» – проработка детских травм, неврозов, установок.

Как выбрать для себя метафорические карты?

Лучшие метафорические карты те, которые отвечают целям, предпочтениям и вкусам человека. Связь с колодой формируется интуитивно, для некоторых достаточным является бросить один взгляд на колоду, чтобы почувствовать связь с теми образами, что запечатлены в ней. Доверится своим чувствам, подержать в руках. В кабинете психолога принцип выбора колоды точно такой же: позволить взгляду «выцепить» ту колоду, которая отзовется, если их несколько (обычно это так и есть). Многие существующие колоды МАК многоаспектны и позволяют прорабатывать разные сферы жизни.

Метафорические карты – как работать?

Работа с метафорическими картами начинается с существующего запроса клиента, то с чем он приходит к психологу. В самостоятельной работе также действует принцип наличия проблемы и связанной с ней запросом. Метафорические карты упражнения и способы в каждой конкретной колоде могут отличаться, но в целом, в работе с метафорическими картами существуют две стратегии:

    Открытая. Перед человеком колода лежит изображениями вверх. Психолог задает вопрос и клиент подбирает карты для своего состояния, как он чувствует. Техника считается безопасной, полностью контролируемой, что вызывает доверие и расслабленность, тревога снижается.

    Закрытая, или по-другому можно назвать – гадание, это метод выбора карт вслепую, как в традиционных предсказаниях, например на Таро. Такая техника выбора случайных карт предполагает более глубинную работу и воспринимается интуитивно человеком как послание свыше, «перст судьбы», что делает методику более привлекательной, интригующей, может повышать тревожность, поэтому применяется психотерапевтом после работ в открытой технике.

Техники с метафорическими картами

Гадание на метафорических картах можно осуществить в следующих техниках:

    Смена точки восприятия (М. Эгетмейер). Вслепую вытягиваются 2 карты. Одна символизирует проблему, вторая – решение. Человек кратко рассказывает как он видит это - проблема-решение через образы, идущие от карты. Затем карты переименовываются: та, что была проблемой, становится решением и наоборот. Для перехода из одного состояния в другое, можно вытягивать еще одну карту из другой колоды.

    Рисунок. Вытянуть карту из стопки и расположить ее на чистом листе, так как чувствуется из состояния. Задача дорисовать картину, продолжая ее на листе. Описать то, что получилось.

    Анализ существующих отношений. Вытянуть вслепую 5 карт, для каждой из которых есть вопрос, а карты и будут ответами на эти вопросы:

    «Что перестало работать в этих отношениях?»;

    «Моя ответственность в этих отношениях?»;

    «Ответственность партнера?»;

    «Что работает в отношениях?»;

    «Что такого должно произойти, чтобы взаимоотношения изменились?».

Метафорические ассоциативные карты – обучение

Метафорические карты обучение лучше проходить у сертифицированных специалистов или авторов тех колод, которые хотелось бы использовать в работе. Курсов по метафорическим картам много и можно пройти их дистанционно онлайн если нет возможности присутствовать лично на обучении. Популярные на сегодняшний день различные курсы по арт-терапии включают в себя и раздел работы с МАК. Но самым действенным обучением считается практика, наработка опыта в работе с картами и чтение профессиональной литературы, обмен опытом на форумах посвященных работе с ассоциативными колодами.

Метафорические карты – книги

Ассоциативные карты относятся к проективным методикам, которые считаются очень эффективным инструментом психолога. У каждого специалиста есть свои любимые колоды, не ко всем есть пособия, потому что метафорические ассоциативные карты больше интуитивный инструмент. В целом, в работе с картами есть стандартные общие правила. Некоторые популярные колоды настолько полюбились психологами, и весь полученный опыт нашел отражение в следующих книгах:

    «Метафорические карты» Г. Кац, Е. Мухаматулина. Применение ассоциативных карт в консультировании, бизнес-коучинге, индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Обзор разных колод.

    «Ассоциативные карты в работе с трудным случаем» Н. Дмитриева, Н. Буравцева. Данное руководство будет полезно в работе с девиантными подростками, при терапии кризисных состояний. Книга интересна для студентов и уже практикующих специалистов.

    «Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании» С. Толстая. В пособии описаны эффективные техники и методики работы с разными колодами, показаны аспекты работы в следующих семейных системах: супружеских, детско-родительских и сиблинговых.

    «50 техник МАК на все случаи жизни» Т. Демешко. Полезный материал изложенный в книге рассматривает аспекты работы со здоровьем, карьерой, сферой семейных отношений, финансов.

    «Из жизни каждого» Метафорические карты в групповой работе. Т. Павленко. Руководство изобилует разными техниками работы с колодами и затрагивает тему пищевых расстройств поведения – как можно этим работать посредством МАК.

Научные исследования на тему метафорических ассоциативных карт

Метафорические ассоциативные карты – на эту тему написано немало диссертаций, разработано много авторских техник и колод. В ходе исследования подтверждалось, что человеческое подсознание «мыслит» символами и образами, это самый простой язык для выражения вовне того, что есть в подсознании, но результат всегда впечатляющий. То, что не может быть сказано и выражено напрямую в ходе обычной консультации, более легко достигается при работе с ассоциативными картами – в этом огромный терапевтический эффект.
:

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ

КАК ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Проективные методы диагностики хорошо известны и популярны в психологии. Метафорические ассоциативные карты – это уникальный инструмент и помощник практического психолога. Те, кто однажды попробовал с помощью этого инструмента исследовать область ассоциаций и образов, уже не представляют себе работу без этих чудесных карт!

Какой психолог откажется от эффективной методики, позволяющей практически мгновенно получить без сопротивления доступ к бессознательному клиента, раскрыть субъективные причины поведения человека, межличностного поведения на более глубоких слоях подсознания?

Изначально метафорические ассоциативные карты являются ПРОЕКТИВНОЙ методикой: важен не заложенный изначально психотерапевтом в эту картинку смысл, а душевный отклик каждого клиента на попавшуюся ему картинку.

ХОЗЯИН КАРТЫ - ХОЗЯИН ИСТОРИИ.

В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные образы, или феномены, и в ответ на этот стимул (визуальный образ) каждый вынесет свое внутреннее содержание актуальных переживаний.

Более того, в разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке будут отличаться даже у одного и того же человека. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций тем работы и картинок бесконечно. Метафорические ассоциативные карты позволяют быстро и наглядно получить необходимый объем информации для качественной работы с клиентом, диагностировать его проблему, прояснить и осознать актуальные переживания и потребности клиента, его незавершенные внутренние процессы.

Карты наглядно демонстрируют картину любых межличностных отношений или картину взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности. Использование карт для обращения к психотравмирующей ситуации через метафору позволяет избежать дополнительной ретравматизации и создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения своей проблемы. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса, работа с картами поражает глубиной диагностики и быстротой терапии.

Метафорические ассоциативные карты являются уникальной проективной методикой для работы с различной проблематикой как индивидуально, так и в групповом режиме с широчайшим спектром применения, от психотерапии до семейной игры, от бизнеса до театра. Карты стимулируют творческий потенциал и коммуникацию, а также могут использоваться в качестве игры. Процесс обучения использования карт прост и доступен не только квалифицированным специалистам.

КАК РАБОТАЮТ МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ

Метафорические ассоциативные карты позволяют осуществить обход рационального мышления, снять защиту и внутреннее сопротивление, создать условия для диалога между внешним и внутренним миром человека, помогают реконструировать травматическое событие, сформулировать и выразить его словам, или – вербализовать, что само по себе влечет терапевтический эффект.

1. ОБХОД РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ,

снятие защиты и сопротивления.

Главный плюс метафорических ассоциативных карт – это простота использования и безопасность для клиента, что снижает его внутреннее сопротивление. Образ первичен в формировании сознания человека, поэтому обращение к образу интернационально (карты - интернациональны) и срабатывает для людей любого возраста и ментальности, с любым уровнем интеллектуального развития. Образ глубоко на подсознании. Поток ассоциаций возникает обязательно, и порой неудержимо. При работе со зрительным образом у клиента отсутствует или значительно снижена сознательная цензура, это облегчает работу с его внутренними подсознательными конфликтами. Игровая форма работы также убирает внутреннее напряжение и сопротивление клиента – это только игра!

2. СОЗДАНИЕ ДИАЛОГА МЕЖДУ ВНЕШНИМ И ВНУТРЕННИМ МИРОМ

На подсознании мы помним все, что с нами происходило, но не всегда это осознаем. Вслед за образом всплывают ассоциации, связанные с ним в подсознании, и этот поток ассоциаций, запущенный отпечатком нашей жизни, позволяет просмотреть наш внутренний «фотоальбом». К каждому образу прикреплены эмоции, чувства, ценности, убеждения. Карта играет роль толчковой доски в мир воображения, в который мы, «рационалы», крайне редко заходим. Из внутреннего поля этой фантастической реальности человек может под другим углом зрения увидеть внешнее и переосмыслить его, т.е. запускается круг преобразования. То есть карты позволяют создавать безопасное экологичное поле для диалога между внешним и внутренним миром клиента.

3. РЕКОНСТРУКЦИЯ СОБЫТИЯ

Просматривая наш внутренний фотоальбом, мы реконструируем события. ВЕРБАЛИЗАЦИЯ события является терапией, карты дают возможность безопасно говорить о наболевшем. Выход на метафорический уровень осмысления событий позволяет «поместить» их в другие слова, не прежние. Новые слова позволяют видеть эти события уже иначе. Взгляд «по-новому» ведет к другому решению. Реконструкция психотравмирующих событий на картах позволяет избежать дополнительной ретравматизации человека, запускает его внутренние процессы самоисцеления, создают безопасный контекст поиска и моделирования решения, запускают процессы поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОЛОГА

1. Позволяют обойти внутреннее сопротивление и рациональное мышление путем снижения сознательной цензуры.

2. Убирают внутреннее напряжение и сопротивление.

3. Создают атмосферу безопасности и доверия.

4. Позволяют быстро и наглядно получить необходимый объем информации для качественной работы с клиентом и глубоко диагностировать его проблему.

5. Позволяют наглядно увидеть картину любых межличностных отношений.

6. Показывают картину взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности, создавая диалог между его внешним и внутренним миром.

7. Позволяют прояснить и осознать актуальные переживания и потребности клиента, его незавершенные внутренние процессы.

8. Позволяют моделировать процессы прошлого и будущего, работать с линией времени.

9. Позволяют обратиться к психотравмирующей ситуации клиента через метафору, и тем самым избежать его дополнительной ретравматизации.

10.Позволяют клиенту проговорить и осознать свои чувства и переживания, что само по себе имеет терапевтический эффект (вербализация проблемы).

11. Обескураживают быстротой и эффективностью терапии.

12. Создают безопасный для клиента контекст поиска и моделирования решения.

13. Запускают внутренние процессы самоисцеления клиента.

14. Запускают процессы поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

15.Позволяют использовать бесконечное количество комбинаций и тем при работе с одним и тем же клиентом в разные периоды психотерапии.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ

Диапазон применения метафорических ассоциативных карт как проективного стимульного материала как в групповой, так и в индивидуальной работе, как с детьми, так и с взрослыми огромен.

Карты эффективно используются в работе с семьей, в психодраме, в гештальт-терапии, в арт-терапии, в транзактном анализе и психосинтезе.

Метафорические ассоциативные карты, обладая всеми преимуществами проективных методов, существенно расширяют терапевтический арсенал психолога или психотерапевта.

Метафорические ассоциативные карты позволяют получить доступ к целостной картине собственного «Я» клиента, к его личностному мифу о мире и о себе в этом мире, о субъективном образе ситуации с точки зрения клиента. Карты помогают прояснить и осознать актуальные переживания и потребности человека, его незавершенные внутренние процессы, а также наглядно иллюстрируют межличностные взаимоотношения людей и взаимоотношения человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности.

Метафорические ассоциативные карты успешно используются в тренингах, интерактивных беседах, в индивидуальных консультациях, незаменимы при организации группового взаимодействия детей, подростков и взрослых всех возрастов.

Метафорические ассоциативные карты позволяют наладить коммуникацию и создать атмосферу доверия, активизируют интерес людей к самоисследованию и саморазвитию. Карты прекрасно работают на задачу создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу.

Таким образом, диапазон областей, где обращение через метафорические ассоциативные карты к воображению, фантазии и потоку ассоциаций может оказаться весьма эффективным и полезным, весьма широк, вот некоторые из них:

Ø коммуникационные игры и тренинги;
Ø создание положительной (безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация и обмен мнениями без оценочных суждений;
Ø тренинг позитивного мышления;
Ø развитие интереса к самоизучению и саморазвитию;
Ø актуализация личностного роста;
Ø коррекция и терапия межличностных отношений;
Ø терапия супружеских отношений;
Ø терапия детско-родительских отношений;
Ø помощь в разрешении конфликтов;
Ø работа с линией времени, моделирование и исследование любых процессов в прошлом и будущем;
Ø реабилитационная работа;
Ø проработка и терапия травм;
Ø работа с посттравматическим синдромом;
Ø помощь в преодолении стрессов;
Ø проработка и терапия страхов;
Ø работа с психосоматическими явлениями;
Ø работа со сновидениями и фантазиями;
Ø развитие творческого потенциала детей и взрослых;
Ø бизнес-консультирование;
Ø командообразование;
Ø интеллектуальное и полезное развлечение в кругу друзей и семьи…
и многое, многое другое.

ИСТОРИЯ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ

В профессиональных кругах их называли по-разному: О-карты, проективные карты, терапевтические карты, метафорические карты, ассоциативные карты, метафорические ассоциативные карты и др.

Метафорическим ассоциативным картам почти 40 лет – в 1975 году канадский искусствовед и художник Эли Раман, желая вынести искусство из галерей и приблизить его к людям, создал первую колоду карт под названием «О» или «OH» (англ. - удивление). В 1983 году психотерапевт Моритц Эгетмейер, с которым познакомился Эли Раман, разглядел в картах «О» столь долго искомый инструмент, с помощью которого возможно подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах – так возникли Метафорические Ассоциативные карты. Психотерапевт Джо Шлихтер разработал правила и принципы использования карт как психологического инструмента.

Первые карты «О» появились в Германии в 1985 году. Эли Раман и Моритц Эгетмейер представили игры публике в Эссене, когда там проходили дни игр. Сделано это было в изначальном, терапевтически-ассоциативном формате: вслепую вытягивались карты - одна с картинкой, другая с текстом, и нужно было прокомментировать, какие спонтанные чувства, мысли и ассоциации возникали при этом. Многие представители крупных производителей с любопытством рассматривали эти карты. Но в выставочных павильонах невозможно было создать ту доверительную атмосферу, которая необходима для использования карт в терапевтических целях.

Неожиданно Моритцу Эгетмейеру пришла в голову мысль сопровождать картинки историями, чтобы облегчить освоение публикой совершенно нового вида игр. Эта идея явилась толчком, который позже привел к созданию «Саги» (SAGA) - второй колоды метафорических ассоциативных карт.

Эта история повторялась и дальше - сама работа и взаимодействие с картами и людьми, использующими их, стимулировали и способствовали появлению новых концепций карт и соответственно новых колод. Так, например, психологи и психотерапевты, работающие в направлении оказания помощи в кризисных ситуациях, жертвам насилия, терактов и т.д. обратились в «О-издательство» с запросом на создание специфической колоды карт. Впоследствии родилась колода «Преодоление» (СОРЕ) как результат интернационального сотрудничества издателя из Германии (Моритц Эгетмейер), художника из России (Марина Лукьянова) и всемирно известного психотерапевта из Израиля (Офра Аялон).

Сегодня карты «О» переведены на многие языки, в том числе и на русский, а кроме них существует еще 17 уникальных карточных колод, которые могут использоваться, как сами по себе, так и в любых комбинациях с любыми другими колодами ассоциативных карт.

Благодаря Моритцу Егетмейеру и его издательству "ОН-Verlag" карты распространились по всему миру и завоевывают все новых и новых поклонников.

В нашей стране метафорические ассоциативные карты появились сравнительно недавно. Любовь Мошинская (Израиль), а впоследствии Леонид Тальпис и Татьяна Колошина познакомили Российских психологов с этим замечательным инструментом. Информацию о картах можно поискать в интернете. Заказать карты можно в Москве, магазин Генезис (или непосредственно приехать и купить их), можно найти адреса на сайте, например, у Любови Мошинской.

В настоящее время в Израйле весьма активно разрабатываются все новые и новые колоды метафорических ассоциативных карт. Появились карты и в России, в частности - спектрокарты с фотографиями (для работы с чувствами и т.д.). В общем, "грядки" на "огороде" метафорических ассоциативных карт активно обрабатываются, и на них выращиваются и культивируются все новые и новые колоды. Поэтому будьте взыскательны к своему инструментарию.

Говорят, что не человек выбирает карту, а карта выбирает человека. Это верно и для разных колод карт. Моими первыми колодами были "Сага" (понравились в работе на семинаре) и "Лидия Якобс" (очаровала загадочная красота карт). Если "Сага" до сих пор мною горячо любима и многократно испытана (и слегка истрепана) в работе индивидуальной и групповой на всех возрастах, то "Лидия Якобс" у меня не пошла... Я обменяла колоду на карты "Морена", и ни секунды не пожалела об этом, а другой специалист с восторгом работает с моей "Лидией"... Поэтому - пробуйте и выбирайте, ищите "свои" колоды карт.

Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.

Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картин создает игру смыслов, обогащающуюся при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для клиента в настоящее время.

Каждая колода карт создается под определенную идею, для определенной психотерапевтической работы, оформление карт заказывается разным художникам.

Одни колоды предназначены для проработки травматических ситуаций, другие - для работы с семейными парами, третьи - для выявления межличностных отношений и процессов взаимодействия между людьми, многие колоды карт универсальны.

На одних картах изображены абстрактные картинки и пятна, изображения на других предельно конкретны, третьи поражают красотой и сочностью палитры, некоторые карты снабжены словесными посланиями.

Собственно говоря, работать можно с любыми картинками, любыми зрительными образами, хоть с набором календариков или открыток. Важно, с какой целью вы это делаете, важен также подбор зрительных образов.

Марк Твен говорил: «Кто не знает, куда идет, очень удивится, что попал не туда…» Поэтому целесообразнее работать с профессиональными метафорическими ассоциативными картами, которые тщательно продуманы, подобраны (нарисованы) и снабжены инструкцией по применению – для начала это необходимо.

В настоящее время существуют различные виды метафорических ассоциативных карт, это целая семья карт, которые формируют своё собственное «метафорическое направление». К числу наиболее известных относят: Persona «Персона»; OH Cards (карты «ОН»); СОРЕ (ПРЕОДОЛЕНИЕ); ЭККО; Morena (Морена). Сохраняя в себе ключевые особенности метафорических карт, каждая из этих колод имеет свою специфику и ориентирована на особенности психологических проблем или специфический подход к работе с образным миром человека. Каждая колода уникальна, но может бесконечно комбинироваться в использовании с другими колодами метафорических ассоциативных карт, открывая новые возможности для игр и создавая бесконечное пространство для игры нашего воображения. Например, на своих семинарах Любовь Мошинская всегда использует сочетания карт из разнообразных колод.

SAGA

55 карт-картинок для сочинения и рассказывания легенд, мифов и сказок, это 55 красочных акварельных картинок в формате обычных игральных карт, изображающих героев и события из стран и времен, которых до этого никогда не существовало. Набор карт, изображающих героев, волшебные предметы и сюжеты различных сказочных историй. Карты помогают погрузиться в мир фантазий, получить доступ к неограниченным возможностям нашего воображения. Карты предназначены как для детей, так и для взрослых. Они могут использоваться в совместной игре детей и родителей, учителей и учеников.

Каждая карта - это трамплин в хорошо знакомый миф или волшебную сказку, или в историю, которую никто раньше не рассказывал. Карты «Сага» вновь освещают нашу жизнь светом спонтанности и удивления, воспоминаний о несбыточных детских фантазиях. Их изображения приглашают в путешествие в мир сказочных историй, фантазии, мечты и магии…Мир, о котором мы когда-то знали и теперь вновь открываем для себя, где свиньи могут летать, жабы превращаться в принцесс, а принцессы могут быть спасены непобедимыми героями.

«Сага» - это член семьи метафорических ассоциативных карт, которые формируют свой собственный, непохожий ни на какие другие карты жанр. Использование этих карт не похоже на обычную карточную игру. В этой игре нет стратегии, нет проигравших и победителей. У этих карт нет закрепленных за каждой из них, как в картах Таро, определенных значений.

Каждый игрок в процессе игры сам определяет для себя их смысл. Карты «Сага» отражают иногда прямо, а иногда метафорически сказки, героические истории и мифы. Каждая карта описывает определенную сцену или историю. Напоминают ли нам изображения «Саги» о Сэре Ланселоте или о Бабе-Яге или показывают нам сюжеты никогда ранее нами не виданные? С помощью карт мы можем подобрать слова для создания универсального мифа. Универсальные мифы, написанные магическим пером фантазии, просуществуют столько, сколько будет существовать человечество. Они с нами во всей своей неописуемой красоте и гармонии.

Каждая карта - это цветной трамплин для нашей собственной фантазии. Наши идеи и ассоциации не ограничены никакими рамками. Правила применения метафорических ассоциативных карт являются максимально гибкими. Они служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый из нас получает доступ к своему творческому началу. Карты «Сага» дают возможность тренировать воображение, развлекаться и играть. Это игра без набирания очков, без победителей и побежденных.

Каждая колода уникальна, но её совместное использование с другими колодами открывает все новые и новые возможности для игр нашего воображения. Карты можно использовать не только для развлечения, но и как эффективный рабочий инструмент для самой различной профессиональной деятельности.

Независимо от того, как вы собираетесь использовать карты, примите к сведению эти рекомендации, которые я нашла в интернете, опробовала и признала эффективными:

    Не обязательна буквальность в интерпретации карты. Изображение на ней может рассматриваться как символ или метафора.

    Для вдохновения обратитесь к магии детства: волшебная палочка, магическое зелье, заклинание помогут вам в создании историй.

    Искусство является основой для творчества – предоставьте полную свободу своим ассоциациям. Постарайтесь быть максимально искренними. Отключите логику и критический анализ.

    Избегайте сложных сюжетов. Простая сюжетная линия более забавна, и за ней легче следить.

    Воздерживайтесь от интерпретации или реинтерпретации карты другого игрока. Нет «неправильных» ответов или историй. Хозяин карты - хозяин истории, рассказа. Если он затрудняется говорить о карте и попросит других высказаться - вот тогда можно сказать "лично мне кажется, что... но ты, конечно, видишь все по-своему..."

    Рассказывайте историю в настоящем времени и описывайте события «в движении» и динамике. Работа в группе идет лучше, если игроки реагируют на выбранную карту спонтанно, использую больше свою фантазию, нежели логику. Избегайте длительных монологов. Предоставляйте возможность всем участникам включиться в игру.

    Не стесняйтесь отсортировывать любые карты, которые вы по любой причине считаете неподходящими. Во время игры каждый может поменять выбранную карту или пропустить ход без объяснения причин.

Для этой игры не существует никаких твердых правил.

Несколько идей, которые можно использовать в игре. Игра создаст необходимые условия для свободного развития процесса рассказывания по своим собственным правилах.

Давайте представим …

Сядьте за стол или расположитесь в круг на полу. Пусть каждый из игроков перетасует колоду «Сага». Согласуйте между собой количество предложений в рассказе каждого участника, возможно, есть смысл договориться о временных ограничениях (например, 1-2 минутах). Решите, будут ли использоваться все карты или игра будет состоять из 1-5 раундов. 1-й игрок вытягивает карту из колоды, кладет на стол, и, продолжая на нее смотреть, начинает рассказывать историю: «Однажды…» Когда игрок закончил, следующий берет карту из колоды, кладет ее рядом с предыдущей и рассказывает продолжение истории. Так продолжать до тех пор, пока последний игрок не закончит историю.

Триптих (для пар или небольших групп)

Каждый игрок вытягивает 3 карты, смотрит на них и кладет их в ряд, не обязательно в порядке вытягивания. Затем игрок рассказывает историю, основываясь на картах: начинать с первой карты, основной сюжет из второй и закончить третьей. Когда история закончена, игроки могут задать вопросы, чтобы что-то для себя прояснить. Этот вариант игры может использоваться для самостоятельных упражнений.

Большая картинка (совмещение карт и арттерапии)

Вытяните карту и положите ее на листок бумаги. Используя цветные карандаши или фломастеры, дорисуйте изображение, представляя, что карта это лишь часть большой картины. Расскажите историю, основываясь на том, что вы нарисовали.

Дневник (1 игрок)

Ежедневно или на протяжении какого-то периода времени (месяц, 6 недель и т.д.) в определенное время, записывайте часть истории в личный дневник или тетрадь.

В первый день написания вашей истории вытяните из колоды случайную карту и напишите хотя бы 1 страницу, начиная ее с предложения: «Однажды …» и закончите историю в последний день фразой «… и они жили с тех пор долго и счастливо».Перед тем, как записывать следующую историю, перечитывайте лишь предыдущую страницу. Не пытайтесь создать связную историю. Позвольте настроению дня диктовать направление развития истории. И помните, что Вы находитесь в мире волшебства и магии, где возможно все. Драпируйте себя в мантии ведьмы, монарха или механической куклы. Играйте в провалы памяти; наслаждайтесь навязчивой идеей по отношению к деталям, которые Вы иначе считали бы незначительными; переименуйте героев, измените их роли, статус, цвет, пол. Вносите в сюжет любые изменения. Покончите с вашим главным героем и воскресите его (ее) в новой и неожиданной форме. Когда выбранный вами срок заполнения дневника подошел к концу, закончите историю. Сядьте и прочитайте все с начала и до конца. Не поддавайтесь искушению исправить или отредактировать историю. Если вы хотите, вы можете прочитать ее семье, друзьям, партнерам. Существует еще один вариант. Для записи истории вы можете использовать отдельные листы бумаги, не нумеруя их. Когда история будет закончена, перечитайте ее и пронумеруйте страницы в желаемом порядке.

Сага при работе с детьми

«Сага» - это еще один новый способ, помогающий нам построить мост над пропастью, разделяющей детей и взрослых. Детям понравится игра в «Сагу». Вы можете играть с ними вместе, если они вам это позволят.

Хотя это карты для рассказывания историй, они могу быть источником вдохновения для создания картин, скульптур, эссе, стихов, песен.

«Сага» для учителей

«Сага» может служить отличным учебным пособием, может стимулировать творчество и развивать воображение учеников. По картам «Сага» можно писать эссе, сочинения, короткие истории или стихи, они могут быть основой для театра импровизаций или темой для песен. Вспомните, когда вы сидели на родительских коленях и слушали историю, рассказанную только для вас? Иногда в истории нет смысла - она может вызвать смех или дрожь, иногда это заставляет вас создать свою собственную концовку или придумать другое начало. Иногда она заставляет вас удивляться. Мы помним правдивые истории, сюжеты которых заставляли нас затаить дыхание и заполнили нашу душу сказочными образами. Такие истории связывают поколения, они вновь и вновь согревают наши сердца.

MORENA

«Морена» состоит из двух колод карт: 88 нарисованных карт-картинок описывают сцены из жизни племени Шингу в тропических девственных лесах Бразилии. 22 карты-следы были созданы для дополнения к 88 картам-картинкам, они предлагают неожиданные встречи, ведущие в мир изображенных на картах сюжетов или наоборот, уводящие из них, приглашают нас войти в мир образов, представленных на картах-картинках.

Таким образом, набор состоит из двух видов карт: цветных рисунков и изображений следов на песке. Две колоды могут использоваться вместе или самостоятельно. «Морена» может применяться в комбинации с любыми другими колодами метафорических ассоциативных карт.

«Морена» - это слово из языка Шингу, означающее место, откуда произошли люди. Бразильский художник Вальде Мар создал художественную летопись жизни племени Шингу. Валде Мар жил среди Шингу несколько лет и утверждает, что никогда не встречал более счастливых людей. Их жизнь примитивна, незатейлива и в тоже время богата и разнообразна. В их жизни в племени и в их отношениях с окружающей средой, гораздо больше мира и гармонии, чем в жизни любого представителя западной цивилизации.

Племенная жизнь существует в наши дни лишь в маленьких и изолированных областях Земли. Однако длительный период человеческой истории большинство людей жило в небольших племенных группах или общинах. Социальная форма общества, в котором жили многие поколения наших предков, оставила в нас глубокий след. Дальнейшая эволюция общественного строя, связанная с развитием сельского хозяйства и появлением новых технологий, не стерла эти следы, а скорее как при отложении земных пород, покрыла их слоями последующего опыта. Память человечества избирательна и может хранить лишь небольшие отрывки нашей истории. Где же спрятан остальной опыт нашей цивилизации?

Карты, изображающие жизнь первобытного племени в бразильской сельве, стимулируют воображение и позволяют придумывать истории, сказки и притчи, действие которых происходит как в настоящем, так и в далеком прошлом.

Карты «Морена» позволяют нам заглянуть в повседневную жизнь племени, находящегося по представлениям современного западного человека на примитивном уровне развития и демонстрирующего нам наше далекое прошлое.

Карты «Морена» через игру приглашают нас на некоторое время побыть в этом мире, позволяют на короткий миг игры приобщиться к жизни и традициям этого племени. Возможно, жизнь этого племени похожа на ту, которую вели наши предки много тысячелетий назад. Наша фантазия может быть разбужена яркими картинками из жизни племени: мы имеем возможность придумывать любые истории, рассказывать их или рисовать, разыгрывать представления. С помощью этой игры мы можем восстановить баланс в культурном обмене, который исторически имел только одно направление и осуществлялся путем проникновения западного образа жизни в бразильские джунгли. «Морена» придает нашему воображению новую энергию, заключенную в жизни этого племени, протекающей без участия современных технологий и захватнических амбиций.

ОН

Набор состоит из 88 карт, обозначающих различные жизненные ситуации и 88 карт с изображениями, раскрывающими возможное содержание этих ситуаций. Набор включает в себя две колоды карт: 1-я состоит из карт с изображением лиц различных людей, 2-я колода отражает возможные схемы взаимодействий внутри любой человеческой системы.

Сочетание этих двух колод позволяет прояснить неосознаваемые мотивы поведения человека в различных проблемных ситуациях и найти внутренние ресурсы для их решения. OH-карты это целая семья метафорических ассоциативных карт, которые формируют свой собственный, непохожий ни на какие другие карты жанр. Использование этих карт, не похоже на обычную карточную игру. В этой игре нет стратегии, нет проигравших и победителей. У этих карт нет закрепленных за каждой из них, как в картах Таро, определенных значений. Каждый игрок в процессе игры сам определяет для себя их смысл. Хотя каждая колода уникальна, она может использоваться совместно со всеми другими колодами метафорических ассоциативных карт, открывая новые возможности для творчества и создавая бесконечное пространство для игры нашего воображения.

Карты помогают выявить внутриличностные и межличностные конфликты клиента и найти для них оптимальные решения. Карты с изображением людей можно использовать в качестве «виртуальных» заместителей при индивидуальной работе в гештальттерапии, при использовании системной семейной терапии (Б.Хеллингер) или в работе с субличностями в рамках других подходов. Схемы взаимодействия помогают увидеть реальные взаимоотношения клиента внутри его системы. Карты являются эффективным инструментом, помогающим получить доступ к бессознательному клиента в процессе формировании им терапевтического запроса, а также в ходе самой терапии.Обладают всеми преимуществами проективных методов, существенно расширяя терапевтический арсенал психолога или психотерапевта. Карты позволяют получить доступ к целостной картине собственного «Я» клиента, его личностному мифу о мире и о себе в нем, а также о субъективном образе ситуации с точки зрения клиента. Карты очень быстро помогают прояснить и осознать актуальные переживания и потребности клиента, его незавершенные внутренние процессы. При работе со зрительными образами у клиента отсутствует или значительно снижена сознательная цензура, это облегчает работу с его внутренними подсознательными конфликтами. Карты предоставляют возможность увидеть наглядную картину любых межличностных отношений, или взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности. Использование карт для обращения к психотравмирующей ситуации через метафору, позволяет избежать дополнительной ретравматизации и создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса. Работа с линией времени, позволяет моделировать и исследовать любые процессы в прошлом и будущем, находя метафорические образы решений.

COPE

Набор карт, изображающих в символической форме травматические и стрессовые ситуации и способы их решения. Обращение к травмирующей ситуации через метафору позволяет избежать дополнительной ретравматизации и создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

ECCO

Карты с абстрактными цветовыми композициями, стимулирующие воображение. Подходят для любого возраста, для выражения чувств и для творчества. Карты могут использоваться для обучения и для психотерапии, при работе с детьми и взрослыми, для работы над преодолением трудностей в общении и языковых трудностей.

Habitat

В этом наборе карт представлены разнообразные отношения человека с окружающей природой. Карты предоставляют возможность найти новые связи между нами и природой, и призывают еще раз проверить способы взаимоотношений между нами и другими творениями, сосуществующими с нами на земном шаре.

Mythos

На картах, входящих в этот набор, изображены сказочные и мифологические герои. Эти карты могут служить отличным трамплином для погружения в мир воображения и снов. Можно использовать эти карты вместе с картами "САГА".

Personita

77 портретов, нарисованных художниками Эли Раманом и Мариной Лукьяновой представляют детей и молодых людей всех стран и культур нашего мира. Иллюстрации, похожие на скульптуры А. Giacometti, на 44 картах-ситуациях помогают нам оживить портреты, вызывая наши собственные внутренние групповые и семейные истории. Карты «ПЕРСОНИТА» – игровое приглашение к обмену ассоциациями, которые всплывают из памяти и фантазии. Зажженные этими красочными картами мы можем найти точки соприкосновения разделенных внутренних частей личности

1001

Карты, изображающие сюжеты "Тысяча одной ночи". В них отражена жизнь тела, духа и души в восточной культуре. Ключевым образом является Шахерезада, рассказывающая каждую ночь сказку царю, чтобы спастись от уготованной ей злой судьбы. Она рассказывала свои сказки в течение тысячи и одной ночи, и вылечила царя от злых чувств и стремления убивать. Можно сказать, что это и было началом библиотерапии – исцеления при помощи историй и метафор. Карты "1001" приглашают нас войти в мир фантазии и тайны, где мы сможем исследовать наши внутренние мифы и одеть их в одежды Древнего Востока.

SHEN HUA

Эти 55 карт были нарисованы пекинской художницей Han Wei. Используя традиционный китайский стиль акварели, она объединила коллекцию явлений, сцен и персонажей, благодаря которым мы можем получить вдохновение для рассказывания историй в китайском стиле. Привлекательные изображения «SHEN HUA» берут начало в легендах и мифах старого Китая. С или без знания фактических историй мы можем ответить на изображения нашими собственными ассоциациями, и так создать совершенно новые истории. Каждая вытянутая вслепую из колоды карта является сюрпризом, открывающим окно в царство воображения. Каждая история, составленная с помощью «SHEN HUA» – креативное, уникальное, единичное событие!

Bosch

66 цветных карт, представляющих собой фрагменты фрески "Сад земных наслаждений" голландского художника Иеронима Босха. Символы, изображенные на картах, пробуждают кошмары воображения, страхи - как осознаваемые, так и бессознательные. и помогают разобраться в сновидениях и мечтах.

Beauregard

55 абстрактных картин, с выставки коллажей художницы Джоан Бёргард. Сочетание и столкновение контрастирующих фигур и красок стимулируют выражение эмоциональных состояний и межличностных отношений: в рисунке, в музыке, пантомиме, танце и драматизации.

Tahiti (Таити)

Поль Гоген (1848 - 1903) создал яркие работы в свои поздние годы жизни на отдаленных островах Таити. Он выразил свое восхищение и очарованность в картинах, которые выражают его глубокую тоску по красоте и невинности. Гоген изобразил сцены ежедневной жизни, сельской местности и людей, главным образом женщин. Эти карты, отобранные из его лучших картин, богаты поэзией и несомненной гармонией, которая кажется почти райской.

LydiaJacobStory (ИсторияЛидииЯкоб)

Lydia Jacob Story – 55 карт, 55 коллажей и картин Раймонда И. Вайделиха

Эльзасский художник Раймонд И. Вайделих имеет страстное увлечение объединять найденные объекты с живописью для составления своих произведений искусства. Он создал 55 шедевров размера обычных игральных карт, с оттенком его уникального пикантного юмора специально для этого жанра игровых инструментов.

Эти карты, являются результатом увлечения всей его жизни – коллекционирования и воскрешения прошлого. Остроумные, нежные, шутливые? Они могут удивлять и развлекать.

В процессе коллекционирования в руки художника попал портрет швеи Лидии Джакоб, которая жила в Страсбурге в конце XIX века. Ее имя и ее история послужили импульсом для цикла работ названных «История Лидии Джакоб», к которому также принадлежит колода карточных коллажей. Вайделих сказал: «Lydia Jacob, c`est moi».

Каждая карта «ИСТОРИИ ЛИДИИ ЯКОБ» – является отправным пунктом в сюрреалистический мир, новое и все еще неизвестное место, заселенное незабываемым собранием людей, животных, растений и (возможно) неодушевленных объектов. Собранные вместе на фоне ярких пейзажей, таинственных текстов и удивительных карт, жители мира Лидии Якоб приглашают нас присоединяться и изобретать вместе с их создателем.

Карты «ИСТОРИЯ ЛИДИИ ЯКОБ» могут вдохновить нас как к созерцательному наслаждению восхитительными художественными работами, так и к активному творчеству, например рассказыванию историй, театру, музыке и танцам.

Будучи произведением искусства, каждая карта «Lydia Jacob story» - это дверь в чудесный мир, мир так или иначе знакомый и в тоже время удивительный и новый. Он населен людьми, животными, заводами и машинами, яркими пейзажами, любопытными текстами и таинственные картами. Карты приглашают нас фантазировать и изобретать наряду с их создателем, наше воображение может продолжить там, где остановился художник.

Карты «Lydia Jacob story» требуют времени для освоения, организованности, понимания и умения комбинировать различные подходы и способы работы. В использования «Lydia Jacob story» свободные ассоциации - главное правило. Игра может принимать разные формы - от рассказывания историй и путешествий во времени, до написания пьесы и актерской игры. Целью использования карт может быть развлечение, обучение или повышение эффективности терапии.

Выставка

Каждый игрок по очереди берет карту из колоды, и, не показывая ее другим игрокам, придумывает ей название. После этого карта демонстрируется другим игрокам и объявляется ее названия. В конце раунда группа делает из карт экспозицию, как на художественной выставке.

Предмет курса

Предметом изучения данного курса является работа психолога с помощью метафорических карт. Это то, чему будут посвящены ближайшие 200 страниц текста.

Глубина изложения предмета курсом

  • Кто-то хочет, к примеру, научиться водить автомобиль.
  • Кто-то желает не просто водить, а побеждать в гонках.
  • Другой планирует водить, побеждать и самостоятельно ремонтировать.
  • Четвертый уже все это умеет и решил освоить тюнинг.
  • Пятый мечтает стать инженером и научиться создавать автомобили.

Каждый из этих людей нуждается в разных по подробности моделях такого предмета, как автомобиль.

Угодить всем невозможно. Подробная модель окажется слишком сложной для того, кто хочет побыстрее и попроще. В свою очередь простая покажется примитивной любителю разобраться как следует.

Поэтому, прежде чем начать писать, любой автор должен сделать выбор.

Все обучающие курсы по метафорическим картам в России - это обучение вождению. Вот газ, вот тормоз, вот техника для поворачивания направо, вот техника для паркования. Покупай колоду и трогай. Что там под капотом - не твое дело.

Я решил сделать что-то противоположное, потому что сам в свое время нуждался именно в фундаментальном руководстве. Я тогда даже не был психологом.

Таким образом, берясь за написание этого курса, я исхожу из двух допущений:

  1. Вы почти ничего не знаете о метафорических картах.
  2. Вы почти ничего не знаете о психологии.

Это курс для чайников. Начнём мы с первого пункта. С метафорических карт.

Что такое метафорические карты?

Метафорические (проективные, ассоциативные) карты - это наборы карточек из плотной бумаги или картона с нанесёнными на них рисованными или фотографическими изображениями.

Вот, например, колода метафорических карт “Тан Ду”.

Чаще всего метафорические карты выполнены в формате игральных с одинаковой для всех обложкой, хотя бывает по-разному.

На данный момент мне известно примерно о 80-ти различных более менее популярных колодах, которые выпускаются в Германии, Израиле, Голландии, России и Украине.

Сами по себе метафорические карты никакой ценностью не обладают. Если дать вам колоду, вы и за 10 лет не поймете, как извлечь из них пользу. Карты всего лишь инструмент. Они становятся полезны только в руках того, кто знает что с ними делать. Это может быть любой человек с одной важной особенностью - он должен разбираться в психологии. Поэтому картами пользуются в основном психологи.

Для чего же им эти карточки с картинками?

Психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции проблем человека. Это визуальный стимул, рассматривание которого вызывает в сознание человека “материал” из его психики.

Простой пример. Посмотрите, пожалуйста, на эту карту:

Взгляд на нее наверняка вызвал в вашем сознании понимание, что перед вами изображение стула. Вам кажется это естественным. На самом деле все не так просто. Если вы покажете ту же карту младенцу, он не увидит на ней стул. Для него это будет просто твердая бумажка с цветными пятнышками, возможно съедобная. Тоже самое произойдет при предъявлении карты представителю примитивного племени откуда-нибудь с Амазонки.

Понимаете? Вы видите на карте стул только потому, что стул уже есть в вашей голове. Так устроено человеческое восприятие - мы видим, слышим, обоняем, чувствуем только то, что знаем.

Когда корабль Колумба приплыл к островам в Тихом океане, находящиеся на берегу индейцы не обратили на него внимания. Им показалось что это какая-то странная маленькая лодка. Они просто не представляли, что такое европейский корабль и какого он размера. В их опыте не было ничего похожего кроме их собственных лодченок, поэтому они и решили, что к ним в бухту заплыла такая же лодка и очень удивлялись как на ней поместилась такая прорва испанцев.

Вот именно с содержимым памяти человека, с его личным опытом, а в целом с нейронными связями в его мозгу и позволяют работать метафорические карты.

Каждая метафорическая карта - это визуальный стимул, предъявление которого позволяет вызвать в сознание человека смыслы, содержащиеся в его психике, а затем проводить с ними манипуляции в соответствии с замыслом психолога.

Образы, смыслы, извлекаемые из памяти человека с помощью метафорических карт, в дальнейшем мы будет называть материалом.

Про манипуляции поговорим позже, а сейчас посмотрим, как происходит сам процесс вызывания материала в сознание с помощью метафорической карты. Заодно освоим первую технику, которую я называю “Искренний разговор обо мне”.

Техника: Искренний разговор обо мне

Здравствуйте! Меня зовут Затей. Мне 32 года. 4 из них я работаю психологом-консультантом в одном из московских центров. Психологическое образование я получил в Российском университете дружбы народов на кафедре “психологическое консультирование”. Но по основному образованию я химик-технолог нефти и горючего. Я не женат, детей нет. В свободное время танцую хастл, посещаю секцию муай-тай. Люблю научную фантастику, пару лет работал сценаристом на телевидении.

Примерно так я рассказал бы о себе, придя к вам на консультацию в качестве клиента.

После того, что вы обо мне узнали, как вы думаете, я смогу платить за ваши услуги? Я настроен на решение своих личностных проблем или мне просто некому пожаловаться? Вам вообще стоит пытаться мне помочь или лучше направить меня к психиатру?

Согласитесь, если бы вы были психолог, а я ваш клиент на первой консультации, из моего представления выше вы бы не поняли обо мне ничего действительно важного.

Именно такими и бывают абсолютное большинство рассказов людей о самих себе. Тот материал, который мы выдаём сознательно, часто лжив, неполон, состоит из социальных штампов (учился, женился, работал) и не несёт особой ценности для психолога.

Но не всегда. Сейчас я попробую рассказать о себе с помощью метафорических карт. Конкретная техника, которую я для этого использую, называется “Искренний разговор обо мне”. Я всегда использую её на первой сессии чтобы познакомиться с новым клиентом, объяснить ему принцип работы карт и изменить его внутреннее состояние на более заинтересованное и открытое.

Описание техники “Искренний разговор обо мне”

Цель техники : знакомство с новым клиентом. Создание атмосферы доверия и близости. Обучение клиента основным способам работы с картами.

Порядок выполнения : взять любую колоду метафорических ассоциативных карт и предложить клиенту наугад извлечь из неё произвольное количество карт рубашками вверх (обычно хватает штук 5-ти). Затем попросить клиента по очереди переворачивать карты и откровенно рассказывать, какие мысли о его собственной жизни приходят ему на ум при разглядывании изображения на обороте.

Пример выполнения техники : я прямо сейчас возьму колоду метафорических карт “Ох” и проделаю эту технику.

Вот, что у меня получилось:

Переворачиваю первую карту:

Тут всё просто. Это квартира, которую я снимаю в Москве. 10-го числа надо платить.

Переворачиваю вторую карту:

Неприятная карта. Мне кажется этот человек переживает отчаяние, ему кажется, что он потерпел полное поражение, не справился с жизнью. Он чувствует, что обречён, больше у него нет сил на то, чтобы встать и продолжать пытаться всё изменить. У меня был такой эпизод в жизни - полное поражение вообще во всех сферах жизни. Как-то так получилось, что родители не научили меня вообще ничему, не создали никакой материальной базы. Отец в 40 лет сгорел от водки. Мать всегда была беспомощной и одержимой иллюзиями. В 27 лет я работал карамельщиком на конфетной фабрике. Разливал расплавленный карамель на линию - руки до сих пор в ожогах. Всего имущества - одна пара протёртых кроссовок, старые джинсы, несколько футболок, квартирная аренда в Москве, на которую уходила вся зарплата, долги. А ещё мать, сестра и брат на содержании. Никогда не было девушки.

Переворачиваю третью метафорическую карту:

Это наверно аура, всякие там тела, которые якобы окружают наше материальное тело. Сразу вспоминается моя мама. Всю жизнь она боится сглаза, пустых вёдер, свистеть в помещении, верит любому, кто рассказывает про “тонкий план”, чакры. Сейчас пошло увлечение семинарами очередного гуру, пришедшего в наш мир “с высоких мерностей”. Влетает это в копеечку, а вот полечить свой варикоз или заменить зубную коронку на керамическую у неё денег нет. И это бесит.

Переворачиваю четвёртую метафорическую карту:

На этой карте я вижу себя идеального. Это метафора того состояния, к которому я когда-нибудь хочу прийти. Спокойный, мудрый и счастливый человек, каким-то очень сложным способом служащий чему-то, что несравнимо больше его самого. Для меня это мой народ.

Переворачиваю пятую метафорическую карту:

Сразу приходит на ум моё недавнее желание научиться играть на укулуле - это такая маленькая гавайская гитара с четырьмя струнами. Проблема в том, что я уже хожу на хастл, который тогда придётся бросить. Ну и чёрт бы с ним, но… я довольно часто бросаю дело не доделав. Навык мобилизовываться и делать то, что должно быть сделано, хочешь ты этого или нет, сейчас самый важный для меня. Пусть написание этого курса будет ещё одним упражнением в этом.

Вот и вся техника.

Как вам кажется, теперь вы знаете обо мне больше? Это значимая для психолога информация? Очевидно, что да. А если таких карт будет 20? К концу беседы вы будете знать обо мне больше, чем моя тётя из Винницы.

Эту технику я использую на самой первой сессии при знакомстве с клиентом. Выкладываю себе 5 карт, даю выбрать ему. Затем мы по очереди переворачиваем свои карты и рассказываем, что видим. Я - он, я - он...

Одновременно решаются три задачи - знакомство, создание атмосферы доверия и обучение нового человека работе с метафорическими картами. Я уже не говорю про диагностику проблем клиента. Как видите, материал поднимается важный.

А теперь посмотрите видеопример выполнения той же техники в исполнении Ники Верниковой. Смотрите с 12-ой минуты:

Опять же, клиентка озвучила очень важный материал, который другим способом получить бы не удалось.

А теперь проделайте технику “Искренний разговор обо мне” сами.

Упражнение на отработку техники “Искренний разговор обо мне”

Я прямо сейчас наугад достану для вас 5 карт из метафорической колоды Ох. Каждый раз перед тем как взглянуть на карту, спросите себя: “На что в моей жизни указывает эта карта?”

Чтобы увидеть лицевую сторону карты просто кликните по ней.

Первая метафорическая карта:

Говорите первое, что приходит в голову, когда вы смотрите на карту вне зависимости от того как вы к этому относитесь. Если эта мысль появилась первой, значит она действительно важна и давно хотела оказаться в фокусе вашего внимания.

Вторая метафорическая карта:

Третья метафорическая карта:

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

Пятая метафорическая карта:

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

Ну как, получилось?

Теперь осталось попрактиковать эту технику на живых людях. Вы можете проделать это с любыми своими знакомыми или близкими. Обычно она воспринимается как интересная игра, потому что, скажем прямо, искренних разговоров в нашей жизни не так уж много, да и говорить о самих себе мы все очень любим.

Играть могут двое и более человек. Главное чтобы у вас была колода.

Если дело касается обычного среднестатистического клиента, в процессе “искреннего разговора” он интуитивно понимает как с помощью метафорической карты извлечь из себя “материал” для работы и дальше консультация продолжается без сучка и задоринки в соответствии со структурой сессии.

Но так происходит не всегда. Иногда клиенту непонятно как разглядывание карты привело к воспоминанию о том, как в детстве меня забыли в универмаге. Интуитивное понимание не приходит. Клиент смотрит на метафорическую карту и не знает что сказать. Что ж, такое тоже бывает. В этом случае передо мной встаёт задача быстро обучить его способам извлечения “материала” из своей психики.

Всего таких способов 5. Ими мы и займёмся в следующем уроке.

Домашнее задание

Выполнить технику “Искренний разговор о себе” с 5-ю разными людьми.

Резюме урока

Метафорические (проективные, ассоциативные) карты - это наборы карточек из плотной бумаги или картона, с нанесёнными на них графическими изображениями.

Психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции психогенных проблем человека.

Основной принцип работы метафорических карт следующий: каждая карта - это визуальный стимул, который позволяет вызвать в сознание человека смыслы содержащиеся в его психике. Эти образы и смыслы принято называть материалом.

Благодаря вызыванию материала из психики клиента в сознание с помощью карт становятся возможными манипуляции психолога с этим материалом так чтобы решить проблему клиента.

Самый простой пример извлечению материала из психики человека с помощью метафорических карт - техника “Искренний разговор обо мне”. С помощью этой техники до того незнакомые психолог и клиент знакомятся, извлекая из своей психики искренний рассказ о самих себе, очень отличающийся от того, что они рассказывали бы без карт. Заодно клиент обучается такому извлечению, что понадобится ему в дальнейшей работе.

10

03.03.2018

Дорогие читатели, у всех у нас бывают моменты сомнений, страхов, затруднений. Иногда мы справляемся с ними сами, иногда ищем поддержки у друзей, психологов, применяем специальные техники. Метафорические ассоциативные карты это относительно новый психологический инструмент, который только начинает приобретать популярность. Но техники работы с метафорическими картами тоже служат этой цели – помогают разобраться в себе и снова найти точку внутренней опоры. О том, как это работает, и пойдет сегодня речь в рубрике . Ее ведущая – Хуторная Елена, писатель, автор интуитивных и метафорических карт, и я передаю Лене слово.

Приветствую вас, дорогие читатели блога Ирины. В продолжении темы о метафорических ассоциативных картах, о которых была статья на блоге , будет уместно рассказать о некоторых техниках их использования. Как мы уже говорили, ассоциативные карты вызывают у нас ассоциации, которые напрямую связаны с нашими глубинными установками и желаниями. Именно поэтому с помощью них достаточно легко и эффективно можно понять себя и найти оптимальное решение для стоящей перед нами задачи.

Расшифровка метафорических карт

У метафорических карт, как мы знаем, нет фиксированных значений – важно только то, что мы сами видим в рисунке, какие у нас самих возникают мысли и ощущения. Именно поэтому в работе с ними можно пользоваться поддержкой психолога, который направляет нас в этой работе над собой, а можно делать это самостоятельно, просто осознавая тот новый взгляд на происходящее, иное видение, которое открывают для нас карты. И то значение метафорических карт, которое мы видим в них сами, и есть самое верное.

Также метафорические карты можно использовать для групповой работы. Например, они очень хорошо помогают познакомиться участникам в группе, и именно с такого применения метафорических карт мы и начнем.

Метафорические карты для знакомства в группе

Рассказ о себе

Напомню, что карты можно доставать в открытую или вслепую. Для знакомства каждый участник достает из колоды 5 карт вслепую, держат их при этом закрытыми. Далее все по очереди начинают открывать карты по одной и рассказывать, что они видят в своих картах, почему они о них, как они связаны с их жизнью. Постепенно ассоциации, связанные с картами, складываются в рассказ о себе, в котором каждый успевает сказать о себе самое важное.

Именно так это и работает – когда мы рассказываем о себе сами, мы часто выдаем шаблоны, описываем внешнюю сторону себя. Но карты всегда затрагивают все самое важное, действительно значимое для нас. И так за короткое время карты позволяют узнать о человеке больше, чем он сам рассказал бы о себе в гораздо более продолжительном рассказе.

Игра подходит для небольших групп. Если группа большая, можно убавить количество карт на каждого участника либо разбить группу на более мелкие.

Я – не я

Для такого знакомства участники вытягивают вслепую по две карты. Далее каждый участник рассказывает, какая из этих карт это он, а какая – не он, и объясняет, почему он думает именно так.

Хитрость этой игры заключается в том, что и та, и другая карта, конечно, будет о нас. Но, скорее, они будут олицетворять то, что мы принимаем в себе, то, что нам нравится, и то, что мы не принимаем и не слишком приветствуем в себе.

Поиск решения поставленной задачи

Метафорические ассоциативные карты подсказывают нам пути выхода из сложившихся ситуаций, способы решения актуальных для нас вопросов. И для этого тоже существуют простые и эффективные упражнения с метафорическими картами.

Путь к цели

Для реализации этой техники нужно в открытую выбрать две карты. Одна из них будет выражать для нас существующую на данный момент ситуацию в отношении поставленного вопроса. Вторая карта – это то состояние, та цель, которой мы хотели бы достичь.

После этого уже взакрытую вытягиваем три карты и кладем их, не открывая, между картой настоящего и картой, выражающей нашу цель. Эти три карты и покажут нам путь, который поможет нам достигнуть нашей цели.

По одной открываем закрытые карты и описываем, что мы видим в них. Они могут стать ответами на вопросы: что поможет нам преодолеть этот путь? Что мы еще должны понять, принять, чтобы продвигаться к своей цели? Что нам мешает и что даст ресурс, чтобы пройти этот путь?

Реализация в профессии

В открытую выбираем три карты. Первая – это вы в начале своей профессиональной деятельности. Вторая – это вы в своей профессии на текущий момент. Третья – то, каким профессионалом вам хотелось бы стать.

Еще одну карту вытягиваем вслепую. Эта карта покажет, что поможет вам стать тем профессионалом, каким вы хотели бы видеть себя в будущем.

Для обретения внутреннего спокойствия

С помощью метафорических карт можно менять свое душевное состояние, они помогают восстанавливать внутреннее равновесие. К примеру, нас что-то тревожит, беспокоит. Иногда это бывает какая-то вполне конкретная проблема, иногда что-то неосознанное, иррациональное, но в любом случае чтобы нормально чувствовать себя и здраво мыслить, нужно в первую очередь успокоиться.

Однако сделать это без сторонней поддержки бывает достаточно сложно. Иногда мы обращаемся к друзьям, близким за этой поддержкой, но не всегда они бывают доступны, не всегда способны уделить нам внимание. И в такие моменты очень хорошо бывает использовать карты. Более того, они также и более эффективны в таких случаях, потому что найти поддержку, по сути, мы всегда можем только в себе, в своих внутренних ресурсах. И именно этому как раз служат метафорические карты и техники работы с ними.

Нужно сформулировать запрос, проблему, которая нас волнует. И после этого задать себе вопрос:

  • что мне поможет успокоиться?
  • что мне нужно понять и принять, чтобы обрести внутреннее равновесие?
  • какой мой внутренний ресурс поможет мне вернуть спокойствие?
  • чему должна научить меня эта ситуация?

После этого вытягиваем вслепую от одной до пяти карт, по одной открываем их для себя и смотрим, о чем нам говорят карты, какой они дают нам ресурс, какое видение, которое помогает нам справиться с волнением.

Получить ресурс

Использование метафорических карт не только позволяет выявить существующую проблему, не только показать путь решения этой проблемы, но и дать ресурс, который поможет этот путь пройти. Собственно, об этом речь шла и выше, ведь мало просто понять, в чем заключается сложность, но нужно иметь силы, чтобы с этим справиться. И, конечно, эти силы тоже в нас есть, и нужно только открыть их в себе. И этому тоже может послужить работа с метафорическими картами.

Для этого можно в минуты затруднений просто вытянуть для себя карту, обратиться к своей внутренней мудрости: что может стать моим ресурсом в данной ситуации? И посмотреть, о чем нам эта карта скажет. А можно также использовать специальные техники.

Мои скрытые ресурсы

Вытягиваем взакрытую три карты. Первая – это то, как мы видим себя. Вторая – то, как видят нас окружающие, судя по тому, как они о нас говорят, какими нас представляют. Третья – это то, что мы не замечаем или не признаем в себе, но это тоже есть в нас и является тем самый ресурсом, использование которого может открыть перед нами гораздо большие возможности.

Препятствия и возможности

Работа с метафорическими картами в группе также дает нам прекрасную поддержку. Эту игру-упражнение хорошо выполнять в группе из 4-6 человек. Каждый участник вытягивает из колоды карты по числу присутствующих. Сами свои карты видим, но остальным участникам не показываем.

После этого участники среди своих карт выбирают карту, которая означает их препятствие. По очереди каждый выкладывает в центр карту со своим препятствием, рассказывает кратко, в чем оно заключается, что он видит в этой карте. Остальные же участники выбирают карту среди своего набора и добавляют ее к карте-препятствию в качестве возможности, которая поможет справиться с ситуацией, решит проблему, даст ресурс, и так же кратко описывают, в чем они видят этот ресурс, что его могло бы дать в ситуации с таким препятствием на пути.

Работа с метафорическими ассоциативными картами позволяет нам разобраться в себе, лучше понять свои желания, устремления, свои сильные и слабые стороны. Помогает справиться с проблемами, найти пути решения волнующих нас вопросов, создать нужный для достижения цели настрой. Именно поэтому психологи, да и не только психологи, а те, кто использует эти техники для себя, просто влюбляются в такой простой и эффективный инструмент, как метафорические карты. Возможно, это случится и с вами.

С теплом,
Хуторная Елена,
сайт Вдохновение на жизнь