Основные удары в бильярде обучение. Секреты бильярда

Соударение битка с прицельным шаром занимает особое положение в технике бильярдной игры. С одной стороны, мы придаем движение прицельному шару. С другой - изменяем скорость и направление движения битка. Этот вопрос достаточно сложен, и мы рассмотрим пока лишь одну его сторону - придание движения прицельному шару. Будем считать, что шары абсолютно упругие и трение между ними отсутствует. Это почти соответствует действительности. По крайней мере, если шары арамитовые. При соударении прицельный шар приходит в движение под действием ударного импульса, который направлен от точки соударения к центру шара. Это и лежит в основе РЕЗКИ. Правильная резка - основа хорошей КЛАДКИ. Однако закономерности резки необходимо знать и учитывать при выполнении любого удара, независимо от того, сыгрываем мы шар в лузу или нет. Умение направить прицельный шар в заданную точку игровой поверхности стола является важным элементом позиционной игры. Кроме того, от резки во многом зависит возможность использования тех или иных технических и тактических приемов.

Посмотрим на рис. Допустим, что нам нужно придать прицельному шару движение в направлении к центру лузы (стрелка а). Тогда ударную силу нужно приложить с диаметрально противоположной стороны. Другими словами, соударение должно произойти в точке А. Эту точку мы так и будем называть - ТОЧКОЙ СОУДАРЕНИЯ. Определить точку соударения несложно. Для этого нужно подойти к прицельному шару со стороны противоположной лузе и внимательно посмотреть в направлении стрелки а. Тогда точка соударения будет смотреть прямо на вас. Для того чтобы соударение произошло в этой точке, центр битка в момент соударения должен находиться в точке В. Это и есть ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ, то есть то место, куда нужно направить биток. ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ ОТСТОИТ ОТ ТОЧКИ СОУДАРЕНИЯ НА ПОЛШАРА. Это принципиально важно для выполнения прицельного удара. (В отечественной бильярдной литературе вслед за Леманом точка соударения называется «истинной точкой прицеливания». На наш взгляд, от этого термина следует отказаться, так как кий при правильном прицеле направлен не в точку соударения, а в точку прицеливания. Предлагаемая терминология соответствует и общепринятой мировой практике.) Прямая линия, соединяющая центр битка с точкой прицеливания, называется ЛИНИЕЙ ПРИЦЕЛИВАНИЯ. Именно вдоль линии прицеливания должен двигаться кий при правильном ударе. И именно вдоль линии прицеливания следует направить биток. Только тогда удар будет точным. Поэтому нет необходимости доказывать, какое важное значение имеет правильный прицел. Следует добавить, что как только линия прицеливания установлена и взгляд скользит вдоль нее, то любую точку на этой линии можно использовать в качестве ориентира для прицела, иногда даже точку на поручне или игровой поверхности стола. (В некоторых случаях бывает полезно прикинуть, какая точка на поверхности битка войдет в соприкосновение с прицельным шаром. Как это сделать, видно из рисунка. Искомая точка обозначена буквой С. Направление прямой СА совпадает с направлением линии прицеливания.)

Угол между направлением прицеливания и приданным направлением движения прицельного шара мы будем называть УГЛОМ РЕЗКИ. По мере смещения линии прицеливания в сторону от центра прицельного шара он изменяется от 0 до 90 градусов. При ЛОБОВОМ УДАРЕ, когда точка прицеливания совпадает с центром прицельного шара, угол резки равен нулю. Прицельный шар получает движение в направлении первоначального движения битка. При лобовом соударении практически вся энергия поступательного движения битка передается прицельному шару. И напротив, при выполнении удара на ПРЕДЕЛЬНОЙ РЕЗКЕ, когда биток едва касается прицельного шара, угол резки близок к 90 градусам. При этом прицельный шар получает крайне малый импульс поступательного движения, в то время как биток практически сохраняет свою кинетическую энергию.

Остальные случаи занимают промежуточное положение. Представляет особый интерес РЕЗКА В ПОЛШАРА, когда точка прицеливания смещена на полшара в сторону от центра, при этом естественным ориентиром для прицеливания служит край прицельного шара. Угол резки в этом случае в точности равен 30 градусам. Вот, пожалуй, и все, что необходимо знать о резке. Остальное приходит с опытом. Практикуйте удары под самыми различными углами резки с постепенным увеличением расстояния между шарами. Со временем вы научитесь безошибочно определять точку соударения и точку прицеливания буквально с первого взгляда, как это и делают мастера.

Перед тем, как перейти к основе стоит разъяснить вам, что очень сложно научить человека играть в бильярд с помощью видеоуроков, книг и прочей литературы. Наилучшим вариантом будет хороший квалифицированный тренер ― человек, который реально сможет вас чему-то научить и указать на ошибки при выполнении разных техник ударов по прицельным шарам и как правильно выполнять стойку. Для чего нужен учитель, если можно смотреть онлайн видео уроки бильярда? Тренер необходим, чтобы он стоял у вас за спиной и следил за вашими ошибками, и он обязан организовать тренировку таким образом, чтобы вам тренироваться было значительно интересней, чем играть. Уроки бильярда для начинающего видео предназначены не только для просмотра, но и для понятия техники выполнения ударов и тренировки самых движений, оттачивание мастерства.

Как играть в бильярд видео?

Игра в бильярде начинается со стойки ― правильной постановки ног, рук, туловища. В это все безобразие требуется вписать еще и кий, чтобы обеспечить качественную игру. Вот некоторые моменты, на которые следует обращать внимание: локоть ни в коем случае не должен быть выше макушки во время удара. Такое расположение приводит к удару «сверху ― вниз», иными словами, в стол. Если пренебрегать этим советом, будьте осторожны в том, что ни один нормальный финт или трюк полноценно работать не будет; кием необходимо толкать прямолинейно со свободным ходом; ноги располагаются примерно под углом в 45 градусов к прицельной линии; стойка должна быть с таким учетом, чтобы она являлась источником помехи во время прямолинейного удара;

Хват бильярд видео.

Благодаря ему, обеспечивается наилучший точный удар и не зря его считают главной составляющей. Не стоит держать кий, словно он сейчас выпрыгнет из рук. Нужно преобразовать себя в свободное и расслабленное состояние. Обеспечьте удару легкость, начиная с прицела и заканчивая самым ударом по прицельному шару. Рекомендуется использовать всего лишь три пальца для самого поддержания кия, и большой, чтобы зафиксировать в нормальное положение. Профессионалы советуют избегать излишнего сжимания рукой всеми пятью пальцами, словно вместо кия бейсбольная бита, но и кончиками держать забудьте, это, же не чайная ложка.

Как бить уроки бильярда видео?

Момент, с помощью которого осуществляется движение битка по прицельным шарам называется ударно-маховым. Это действие является результатом движения руки согнутого в локте, словно рычаг толкает кий в сторону битка. Стиль удара у каждого человека разный и он напрямую зависит от роста, например, высокие стараются держать кий ближе к краю в отличие от детей и низкорослых игроков. Как упоминалось выше, локоть не должен быть выше точки расположения головы, а наоборот ― предплечье обязательно располагается перпендикулярно к столу либо к борту. Такая постановка руки обеспечивает плавное движение кия, а расстояние между замахом и сопряжением одинаковое. Данное положение берется за основу, но не является обязательным. Особенности поведения в момент удара: удар по шару производится только наклейкой (думаю это всем и так понятно); независимо от положения тела либо стойки, одна нога обязательно должна быть на полу. Это не значит, что можно лечь на стол и в такой позиции совершать всяческие трюки:), придерживайтесь этого правила.

Что такое мост уроки русского бильярда видео?

Мост ― это своего рода кистевой упор. Его открытый вариант подходит для несильных ударов без использования всяческих прокруток или когда биток в трудном месте. Есть и закрытый вариант ― рекомендуется для тех, кто только начинает постигать азы игры в бильярде.

Глаза имеют значение! Уроки русского бильярда для начинающих видео.

Каждому человеку, который решил постичь основы игры должен определить способности своих глаз, а именно прицельность. Игра в бильярд, немного схожа со стрельбой по мишеням в тире, где нужно закрывать правый либо левый глаз целясь с помощью мушки. Также обстоят дела и в бильярде, ведь тут также необходимо выставлять визуальную точку удара, которая станет началом для удара. Бывают случаи, когда игроки используют полноценность зрения своих обоих глаз. Для того чтобы определить, какой глаз лучше всего подойдет для роли прицела, положите мел на дальний короткий борт стола, а сами расположитесь с противоположной стороны. Теперь, поднимите руки и укажите пальцем на него, фокусируя на нем свой взгляд. Закройте левый глаз, и вы можете обнаружить следующее: если указательный палец продолжает указывать на мел, значит, правый глаз ― прицельный. Для максимальной уверенности, теперь закройте и его, и вы сможете обнаружить, что палец теперь направлен не на мелок, а где-то немного в сторону. С помощью такого нехитрого способа, можно обнаружить, какой глаз наиболее точный в прицеливании. Когда отклонение указательного пальца незначительно ― совсем чуть-чуть, тогда поздравляю вас, вы являетесь обладателем хорошего зрения и вам не нужно закрывать ни один из них.

Учимся бить по шарам уроки бильярда видео

Именно эта часть будет интересна вам, так как она является основной составляющей любой партии в бильярде. Не сомневаюсь в том, что вы часто видели, как истинные мастера своего дела, закатывали шары с удивительной точностью, словно маэстро исполняет очередное мировое произведение на сцене. «В чем секрет?» ― спросите вы. Многие из этих магистров прошли долгий путь, который сопровождался изнурительными тренировками в оттачивании техники и прицельности, а старт был взять еще в раннем детстве. Те, кто решил посвятить свою жизнь этому спорту и стали легендой, а остальные просто сошли с пути, давая дорогу другим.

Разрабатывать технику ударов стоит с малого, а только потом переходить к более сложным комбинациям. Начнем с того, что существует несколько вариантов точек удара по битку: «Клапштос» ― в простонародье его называют ударом по центру. Использование такого варианта обеспечивает максимально применить силу и разбить пирамиду из прицельных шаров; «Накат» ― удар над центральной точкой; «Оттяжка» ― удар под центральную точку; «Правый боковик» ― удар производится правее от центральной точки; «Левый боковик» ― удар левее от центральной точки. В общей сложности, на шаре всего девять ударных точек, с помощью которых можно управлять его движением. Бильярд ― это непросто игра, в которой нужно взять кий и лупить по шарам, ожидая, что один из них обязательно попадет в лузу. В ней нужно учитывать не только положение тела, стойку, технику, но и законы физики. Вот некоторые из них: после простого удара угол падения всегда равен отражению; с использованием боковины, угол падения отличается от отражения. Физика, как наука, хорошо используется при выполнении дуплета и абриколя. Дуплет ― тип удара, после которого шар ударяется об борт, а только потом попадает в лузу. Использовать этот подход можно независимо от расположения прицельного шара на столе, главное правильно прицелится и совершить ударно-маховое движение рукой. Качество выполнения этой техники напрямую зависит от точки нанесения удара и прицела. Различают несколько вариантов дуплета: «прямой» ― бьется прямо без всяких отклонений с подбором силы удара в зависимости от расположения шара; «резаный» ― сложный вид, где падение и отражение неодинаковые, что заставляет игрока создать эффект резаного удара; «круазе» ― разновидность резаного дуплета, в котором биток располагается под тупым углом к линии, что соединяет средние лузы. Еще одним представителем является абриколь. Его очень любят практиковать начинающие игроки, ведь из-за своей простоты в выполнении выходят впечатляющие удары, которые могут восхитить зрителей. Суть его в том, чтобы ударить об борт, создав от него отскок битка и после, с помощью этого способа загнать шар в лузу. Можно выполнять как прямые удары, так и прокрути для наибольшего эффекта.

Чтобы сделать его настоящим оружием в своем арсенале, необходимо придерживать следующих принципов: перед ударом требуется определить точку удара об борт; постараться в уме выстроить траекторию будущего движения; подобрать силу для ударно-махового движения; выбираем, куда будем бить наклейкой по прицельному шару. Вам станет легче строить все эти схемы, если вы будете осведомлены вот в чем: простой удар во время абриколя обеспечивает равномерность угла падения к отражению; боковина наоборот эту равномерность меняет кардинально. Чтобы правильно угадать, как будет вести себя шар после удара его об борт, можно воспользоваться следующими способами: «математический расчет» ― представьте что стол, это чистый лист бумаги, а ваше зрение карандаш. Видя на нем шары и зная, что нужно обязательно задействовать борт как вспомогательный элемент, необходимо визуально провести линию. Надеюсь, все из вас играли в компьютерный вариант, где на начальном уровне, видна длинная линия от шара, также и тут ― нужно максимально точно воспроизвести процесс движения шара по столу; «крестик без нолика» ― один из способов рассчитать траекторию, когда на столе визуально чертиться две пересекающие линии, образуя крест. Первая линия берет начало от битка к точке на борту, которая расположена напротив прицельного шара, вторая также, в обратном порядке. Точка из их пересекания и будет тем центром, по которому следует производить удар абриколь; «прямоугольник» ― подойдет только тогда, когда расстояние между шарами значительное, и использовать вышесказанные методы станет проблематичным; «зеркало» ― нужно включать свою фантазию и кроме линий, еще представлять шар, что будет находиться на таком же расстоянии что и прицельный и, действуя поставленному плану совершить удар. Абриколь требует постоянной тренировки придумывание тактики, что обеспечит идеальное выполнение удара. Именно этот элемент является ключевым, если ударить по шару напрямую не удается, а навыки абриколя с использованием бортов стола является вершиной мастерства игры в бильярд.

Большинство начинающих и «средних» игроков считают, что причина невысокого уровня их игры - в отсутствии должной концентрации. Это верно лишь отчасти.

Основной источник ошибок неофитов - несовершенная техника. Между тем, это самое главное, без чего в принципе невозможен прогресс.

Присмотритесь к игрокам в клубе: «любители» по большей части не осознают критической важности постановки техники. Они много знают - про накат, оттяжку, винты, выходы, но не могут эффективно пользоваться этими знаниями, поскольку им не хватает технического арсенала. Почему? Они проскочили первый этап обучения - постановку удара. С тем ударом, который у них есть, они могут забить шарик, два или три, но собрать партию с кия им не под силу из-за нестабильности удара.

Более того, многое игроки даже не осознают несовершенство своего удара. А между тем они могли бы поднять игру, уделив больше внимания технике. Проблема в том, что ряд тонких моментов просто невозможно объяснить на бумаге, и лишь взгляд опытного профессионала поможет «настроить» ударное движение правильно. Поверьте, отнюдь не зря каждый автор книги о бильярде рекомендует начинающим игрокам взять пару уроков - это самый простой, быстрый и эффективный способ начать играть в бильярд, а не просто катать шарики по поляне.

На наш взгляд, идеальный учебный курс для начинающих можно условно разделить на 4 этапа:

1. Первое и самое важное - постановка правильного удара. Эта нудная работа над собой отнимает много времени и сил, но она совершенно необходима для того, чтобы прилично играть в бильярд.

2. После того как игрок достигает какого-то прогресса в технике (например, стабильно собирает линейку из 15 шаров), для него наступает пора занятом «продвинутой» техникой: остановкой битка, накатом, оттяжкой, боковиками и заинтересоваться позиционной игрой. В процессе игры крайне важно не забывать о технике. В этом случае, применяя на практике накаты и оттяжки, начинающий бильярдист сможет значительно улучшить свою технику, постичь не очевидные с первого взгляда нюансы и значительно поднять игру.

3. Третий этап : тактическая игра, понятие отыгрыша, система бортов, специфические удары («дуговики», перескоки и т. п). На этом уровне весь новый технический арсенал должен отрабатываться в сочетании с правильным подходом к каждому удару.

4. Примечательно, что после того как ученик овладел практически всей теорией, он возвращается к тому, с чего начинал: совершенствует технику. Ведущие инструкторы EFPB Дэвид Альфьере и Уве Сандер считают, что «большинство ошибок, которые игрок этого уровня все еще допускает, обусловлены недостаточно отработанной техникой и редко случаются по причине отсутствия теоретических знаний».

Перед тем как перейти к рассмотрению важнейших технических параметров - стойки, хвата, кистевого упора (моста) и движения кия, еще раз подчеркнем - только единый алгоритм действий в подходе к каждому удару (будь это удар «с руки», когда прицельный шар «висит» в лузе, или тонкая резка через всю поляну) и идеально отработанная единая техника смогут сделать вашу игру более стабильной. Без этого вы очень скоро обнаружите, что никакие усилия и многочасовые тренировки не делают игру лучше.


Стойка

Бильярд - очень демократичный вид спорта: в него играют мужчины и женщины, молодые и старые, толстые и худые, высокие и низкие люди. Очевидно, найти универсальное, пригодное для всех положение ног и корпуса практически невозможно. Когда вы подходите к удару, обязательно лишь соблюдение трех основных условий:

1) удобное и надежное положение корпуса:

2) прямолинейное ведения кия;

3) свободный ход кия.

Тем не менее кое-какие общие рекомендации мы все же рискнем дать, но применимы они с некоторыми оговорками. Первое: не стойте фронтально и боком к вектору удара. Ноги расположите примерно под углом 30–45° к линии прицеливания. Во-вторых, повторимся, стойка должна быть такой, чтобы положение корпуса не мешало прямолинейному и максимально ровному по отношению к игровому полю движению кия. По мнению Дэвида Альфьере и Уве Сандера, подъем турняка на 1 см дает погрешность в технике удара от 1 до 2 процентов. Игрок, который «задирает» ручку кия на 15 см, получаст коэффициент излишних ошибок, составляющий 15–30 процентов!!! И третье - рекомендуется держать опорную (для правшей - левую) руку прямой, что позволит нам исключить одну из переменных.


Хват

Хороший хват имеет важное значение в бильярде.

Правильный хват - это составляющая хорошего удара.

Неправильный хват ограничит рост вашего уровня игры.

Хват должен быть свободным и расслабленным. Никогда не сжимайте кий сильно - хват должен быть легким как во время прицела, так и во время совершения удара. Постарайтесь использовать два-три пальца для поддержания кия и большой палец для того, чтобы кий не выпал из руки.

Запястье и предплечье должны быть на одной линии.

Не отгибайте полусжатый кулак, удерживающий кий, наружу или внутрь. Вообще не напрягайте руку в запястье: лучезапястный сустав должен работать свободно, как шарнир.

Помимо прочего, необходимо определить, в каком месте следует брать кий. Нужно ли брать кий за нижнюю чашку турняка? Чтобы определить это, требуется вычислить центр тяжести кия, для чего попробуйте сбалансировать ваш кий на указательном пальце. Запомните эту точку как «точку отсчета». В зависимости от вашего роста, вам следует брать кий на участке длиною по меньшей мере 15 см от центра тяжести. Если вы невысокого роста, захватите кий ближе к «точке отсчета» и, наоборот, если вы высокого роста, вам лучше держать кий подальше от «точки отсчета».

«Не сжимайте кий как бейсбольную биту, крепко обхватив его всеми пятью пальцами. Не держите его одними лишь кончиками пальцев, как пижон - чайную ложечку. Большинство игроков легко, но крепко держат кий большим и указательным пальцами. Еще один или два пальца свободно придерживают кий снизу. При отведении кия на замахе - поддерживайте его только большим и указательным пальцами, а при нанесении удара - всеми пятью пальцами».

Тот же Бирн заметил:

«Пожалуйста, не пишите мне о том, что два величайших бильярдиста всех времен, Вилли Хоппс и Ральф Гринлиф, нарушали те или иные предписания… Талант, годы напряженных тренировок, фанатичная воля к победе могут компенсировать любые технические огрехи. А тем, кто по роду своей деятельности не имеет возможности с утра до вечера играть в пул, лучше придерживаться ортодоксальных методов».


Ударно-маховое движение кия

Маховой является рука, удерживающая кий за турняк (правша держит кий правой рукой, левша, соответственно, левой). Высокие игроки держат кий несколько ближе к краю, чем низкорослые игроки и дети. Как определить для себя место хвата? Самый простой и надежный способ: при подведении наклейки кия к битку, предплечье маховой руки должно смотреть перпендикулярно вниз и угол «плечо-предплечье» должен быть близок к 90".

Преимущество такого хвата в том, что кий двигается свободно, а рука проходит одинаковое расстояние как при замахе, так и при сопровождении. Данное положение считается оптимальным, но отнюдь не обязательным.

Другим важным вопросом являются правильное положение кисти руки, по которой скользит ударная часть кия, и расстояние между шаром-битком и рукой. В ходе прицеливания кисть руки, биток и часть кия, примыкающая к наклейке, по внешнему виду напоминают мост. От длины этого своеобразного моста во многом зависит точность удара. Обычно это расстояние рекомендуется выдерживать в пределах 20–25 см. При слишком малом или, наоборот, большом удалении кисти руки от шара выполнить точный удар затруднительно. Перед ударом следует положить кисть руки ладонью на сукно с вытянутыми вперед пальцами и постепенно сгибать ладонь в дугу так, чтобы рука опиралась на стол запястьем и подушечками первых трех пальцев, начиная с мизинца. Несмотря на то, что существуют большие различия в строении пальцев и характере их сгибания у разных игроков, эта рука должна представлять собой одновременно и удобную опору, направляющую кий в точку удара, и крепкую, устойчивую опору корпуса спортсмена о стол. Очень важно с самого начала приучить себя крепко прижимать большом палец к указательному: только в этом случае, во-первых, кий будет легко скользить по руке и, во-вторых, исключаются нежелательные колебания кия в вертикальном направлении, вверх и вниз, снижающие точность удара. Не менее важно правильно держать кий рукой, которой наносится удар. Если держать кий слегка расслабленной рукой и производить предварительные взмахи, стараясь прижимать локоть к туловищу настолько, насколько это удобно, то особых проблем в освоении данного приема не возникает. Место охвата рукой турняка находится там, где кий хорошо реагирует на малейшее задуманное поступательное движение, где он послушен, как смычок в руке скрипача. Надо избегать крепкой хватки - это явный путь к неудаче. Когда кий держится рукой в нужном месте, предплечье образует с ним почти прямой угол. В случае, если следование вышеприведенным рекомендациям все же не помогает ощутить легкость владения кием, если игрок продолжает испытывать неудобства и излишнее напряжение, - данный кий ему не подходит.

Основные требования к игроку в момент нанесения удара:

Удар по шару производится только наклейкой. Всякий другой удар - турником, боковой частью кия - не допускается;

При любом положении корпуса и рук хотя бы одна нога играющего во время удара должна касаться пола;

Первый удар в партии, называемый игрой «с рук», производится после тот, как игрок предварительно поставит рукой шар-биток в любом месте «дома», момент прохода битком линии «дома», является началом игры;

Игра «с рук» производится и при игре в «пирамиду», когда удар переходит к одному из партнеров после падения битка в лузу от предыдущего удара, а также игроком после покладки им битка в лузу при игре «Московская пирамида»;

В момент удара «с рук» корпус и ноги играющего не должны выходить за линию продолжения длинных бортов (левою и правого).


Мосты

Есть два основных вида кистевого упора, который также называют мостом (bridge - прямое заимствование из английского): открытый и закрытый упоры. Роберт Бирн считает, что «открытый мост годится только для ударов небольшой силы, без боковой подкрутки или трудном доступе к битку». В остальных случаях он рекомендует начинающим использовать закрытый - «у них и без того хватает проблем… <и>…без надежного упора вряд ли можно ожидать продвижения дальше разряда «лохов».

Впрочем, это не аксиома - на ум приходят Ральф Суке, который играет открытым упором, и Джонни Арчер, разбивающий (!) с открытого моста.

Причину, по которой большинство профи играет закрытым кистевым упором, американский тренер Джек Келлер видит в том, что многие из них начинали играть еще детьми. Ручки у будущих шпилей были короткие, поэтому они держали кий в месте центра тяжести, а то и еще ближе к центру. И чтобы зафиксировать шафт, им приходилось использовать закрытый упор. Вырастая, они, разумеется, придерживались привычной техники.


Закрытый мост

1) Положите руку на стол ладонью вниз (рис. 2).

Поверните кисть так, чтобы пальцы указывали на один час (представьте, что кисть лежит на циферблате часов).

2) Положите шафт кия (ближе к наконечнику) поперек сустава большого пальца и поперек второго сустава среднего пальца (рис. 3).



3) Теперь попробуйте обхватить указательным пальцем шафт и расправить пальцы. Для людей с неэластичными суставы это, возможно, будет самым трудным. Но не отчаивайтесь! Это потребует некоторой тренировки, но на самом деле, все не так уж и сложно (рис. 4).



4) Подвиньте большой палец вперед к кончику указательного пальца, чтобы вокруг шафта образовалось замкнутое кольцо. Старайтесь держать кий на одном уровне с поверхностью стола. Теперь выпрямите руку в предплечье. Постарайтесь зафиксировать локоть. Кисть немного повернется в направлении по часовой стрелке. Это усилит захват шафта, так что вам придется ослабить захват, чуть сдвинув указательный палец (рис. 5).



Кий должен легко скользить между пальцами и в то же время хорошо держаться. Если же он все-таки не скользит, попробуйте использовать мелок или специальную перчатку.

Если вы хотите исполнить оттяжку, постарайтесь как можно сильнее расправить пальцы и прижать их к столу.

При клапштосе (ударе строго в центр битка) придайте ладони форму перевернутой чаши, чуть подтянув пальцы в сторону запястья.

Для исполнения наката подтяните пальцы к запястью еще больше, образуя мост на кончиках пальцев. Не забывайте держать запястье всегда прижатым к столу. Важно регулировать высоту кия над столом при нанесении удара при помощи моста, а не поднимая или опуская турняк кия.

Если же вы считаете, что такой захват для вас слишком сложен, попробуйте научиться делать открытый мост.


Открытый мост

Многие люди при формировании закрытого моста испытывают некоторые трудности. Такой мост требует особой гибкости суставов пальцев и запястья. К тому же при определенных ударах (например, перескок) закрытый мост - далеко не самый выигрышный вариант. В подобных случаях лучше использовать открытый мост. Многие (если не все) игроки в «снукер» используют открытый мост исключительно ради важности точного прицеливания: при открытом мосте линию вашего взгляда вдоль шафта не перекрывает указательный палец. По этой же причине открытый мост предпочитают многие пуловские игроки.

Итак, формируем открытый мост:

1) начните с положения, описанного на рис. 2;

2) вместо обхватывания шафта указательным пальцем просто приподнимите кончик большого пальца так, чтобы ваш большой и указательный пальцы образовали букву «V». Вот и все - открытый мост готов (рис. 6);



3) для того чтобы поднять уровень кия над столом, подтяните пальцы и придайте ладони форму перевернутой чаши. Чтобы снизить уровень - прижмите ладонь к столу (рис. 7);



4) некоторые игроки сгибают пальцы, как показано на рис. 8. Это не самая лучшая идея, однако и таким мостом можно пользоваться.



Мост для ударов через шар

Если необходимо произвести удар по битку через шар, поступите следующим образом: оперев четыре пальца о поверхность стола позади мешающего прицельного шара (шаров), поднимите кисть на необходимую высоту и разместите кий на упоре, образованном большим пальцем и суставом указательного пальца (рис. 9). Это не слишком удобный упор, однако он крайне необходим в практической игре.



Мост для ударов с борта

Если биток отстоит от борта более чем на 10 см, положите опорную кисть на поручень и разместите большой палец под указательным. Придвиньте кий вплотную к большому пальцу и обхватите его с другой стороны указательным пальцем как на рис. 10. При выполнении удара по возможности сохраняйте горизонтальное направление кия.



Если биток отстоит от борта менее чем на 10 см, разместите кий между большим и указательным пальцами.

Остальные пальцы положите на поручень.

Использование открытого или закрытого моста - одна из немногих альтернатив в рамках правильной техники удара. Возможно, такая сравнительная характеристика поможет вам решить, с каким кистевым упором следует выполнять конкретный удар. А также поможет разобраться, почему некоторые удары более результативны при выполнении с закрытым мостом, а другие - с открытым.

Для вашего удобства приведем сравнительный анализ преимуществ и недостатков открытого и закрытого кистевого упоров.


Открытый мост

Плюсы

Линия прицеливания при постановке V-обраэного моста не прерывается, шафт кия видно целиком. Именно поэтому открытый кистевой упор предпочтительнее использовать на дальних ударах, требующих ювелирной точности.

Можно произвести удар над маскирующими шарами: при этом открытый мост не утратит устойчивости, поскольку, в отличие от закрытого, ставится на четырех пальцах. Подобная конструкция гораздо более устойчива, чем закрытый мост без опоры на запястье.

Количество и разнообразие реальных ударов, выполняемых с V-образным упором, гораздо больше. Проше говоря, любой удар с закрытого моста можно выполнить и открытым, а наоборот - нельзя.

Возможные минусы

Во время выполнения удара шафт может пойти в сторону и вверх, он зафиксирован значительно менее жестко, чем внутри «кольца» закрытого упора.

У низкорослых игроков и детей, вынужденных держать кий слишком близко к центру тяжести, возрастает вероятность того, что шафт будет «вылетать» вверх, словно колодезный журавль.


Закрытый мост

Плюсы

Шафт почти не отклоняется, его движение строго прямолинейно, что придает уверенность в момент прицеливания и при ударе.

Так же можно быть уверенным, что до, в момент удара и после него кий не поведет вверх. Если ударно-маховое движение прямолинейно, удар приходится точно в ту точку битка, по которой вы целитесь.

Дети и низкорослые игроки могут держать кий ближе к центру тяжести, не опасаясь, что турняк перевесит шафт и тот пойдет вверх в момент удара.

Возможные минусы

Указательный палец, обхватывающий шафт сверху, прерывает линию прицеливания - это может помешать, когда требуется выполнить предельно точный удар. Кстати, игроки в снукер, которым необходима исключительная точность во время каждого удара, пользуются только открытым упором.

Практически невозможно бить по битку через шар, поскольку в таком положении закрытый упор крайне неустойчив. В большей степени он ограничен анатомией. С закрытым мостом почти нереально выполнить удар, если игроку приходится вытягивать корпус, а также играть от борта.

Впрочем, несмотря на перечисленные достоинства и недостатки, - вполне объективные - выбор кистевого упора во многих ситуациях обусловлен личными предпочтениями шрока, и ничем больше. Например, чемпион мира по «Девятке», тайванец Фон Панг Чао, играет в основном с открытым мостом, а саму «девятку» бьет с закрытым.


Как определить прицельный глаз?

Перед тем как учиться игре в бильярд (и не только), следует определить, какой глаз у вас прицельный. У многих подобный вопрос даже не возникает - «…целюсь левым/правым глазом, потому что так удобнее…». В большинстве случаев так оно и есть - и тот глаз, которым целятся, является прицельным. Известно, что у одних людей прицельный глаз правый, у лругнх - левый, но встречаются и люди с обоими прицельными глазами.

Определить прицельный глаз очень просто.

Полижите мел на дальний короткий борт стола, сами же встаньте у переднего короткого борта, не закрывая глаза, укажите пальцем на мел и сфокусируйте на нем взгляд. Теперь закройте левый глаз: если указательный палец продолжает указывать на мелок, значит, правый глаз - прицельный. Чтобы окончательно убедиться в этом, закройте правый глаз: вы увидите, что палец указывает совсем не на мелок, а в какую-либо другую точку.

Соответственно, если при закрытом правом глазе вы верно указываете на месторасположение мелка, то у вас прицельный глаз - левый. Если же палец лишь незначительно отклонится вправо или влево от мелка (в зависимости от того, какой глаз закрыт), значит, у вас оба глаза прицельные.

Если прицельный глаз у вас левый, вы стараетесь, чтобы при прицеливании именно левый глаз находился на линии нанесения удара над кием, и наоборот. Человека, у которого оба глаза прицельные, можно легко определить: его подбородок находится непосредственно над кием.

Вам также пригодятся следующие советы:

После того как вы определились, как и какой шар вы будете играть, во время прицеливания и нанесения удара сосредоточьте взгляд на прицельном шаре, а не на битке;

Во время нанесения удара не переводите взгляд с прицельного шара на играемую лузу.


Удары кием по битку

Разновидность удара по битку определяется направлением смещения точки удара от центра шара. Таких направлений девять, и каждое из них определяет название удара.



Девять основных точек удара

Клапштос (удар в центр битка)



Один из основных ударов, позволяющих «положить» шар наверняка. При клапштосе строго по его центру в плоскости, параллельной поверхности бильярда, биток получает только поступательное движение вперед и, стол кнувшисьс «чужим» шаром, остановится на месте. Играемый шар отскочит в желаемом направлении. Будучи полезным и красивым ударом, клапштос легко выполняется на близком расстоянии от прицельного шара, но очень труден на дальнем.

Клапштос наиболее трудновыполним, если биток остановился, плотно прижавшись к тому борту, со стороны которого его предстоит играть. В данном случае удар наносится несколько необычно: толстый конец кия поднимается вверх с расчетом коснуться наклейкой точки, наиболее близкой к центру шара.

Клапштос, удар в центр шара, является краеугольным камнем всей бильярдной техники, и, не освоив его, нельзя переходить к отработке других, более сложных ударов.

Остальные восемь ударов носят общее название эффе, то есть «крученый» удар, от которого шар при поступательном движении начинает еще и вращаться (удары с вращением).

Накат

(удар в верхнюю точку строго над центром битка)

Зачастую требуется, чтобы «свой» шар после соприкосновения с «чужим» пошел вперед. Для этого в верхнюю часть битка наносится протяжный длинный удар.

Биток кроме толчка в направлении от игрока получит вращательное движение и после столкновения с играемым шаром, задержавшись на мгновение, покатится вперед.

Накат обычно с большим удовольствием применяют новички, так как особых сложностей он не вызывает. Считается, что при накате удар и прицел наиболее верны.

Оттяжка

(удар в нижнюю точку строго под центром битка)

Если требуется, чтобы после соприкосновения шаров «свой» ушел назад, то удар наносится в нижнюю часть битка. В противоположность накатному удару, вместе с поступательным движением вперед биток получит вращение вокруг горизонтальной оси в обратную сторону и, задержавшись на месте, после удара покатится назад.

Правый боковик

Левый боковик

Следующие четыре удара являются наиболее сложными и носят название комбинированных ударов, так как задержавшись на месте, после удара покатится назад.

Оттяжка считается одним из самых красивых и трудных ударов, ее применение весьма обширно. При оттяжке важны мгновенность и мягкость удара. Большое значение при этом имеет состояние наклейки: только хорошо намеленная, закругленная, эластичная и шероховатая поверхность даст возможность правильно выполнить удар.

Рассмотренные первые три удара обеспечивают либо остановку битка, либо его движение после столкновения с играемым шаром вперед или назад. Клапштос, накат и оттяжку принято относить к простым ударам.

Если же необходимо, чтобы после столкновения с прицельным шаром «свой» покатился вправо или влево, то применяются более сложные боковые или французские удары. Появились они на первых безлузных французских бильярдах в карамбольных партиях, но большое распространение получили лишь после усовершенствования киев и изобретения кожаной наклейки. Главное достоинство боковых ударов заключается в возможности выполнять отыгрыш и выход.

Правый боковик

(удар в точку строго вправо от центра битка)

При таком ударе биток получает кроме поступательного движения вперед вращательное движение вокруг вертикальной оси, проходящей через центр шара, против часовой стрелки и, столкнувшись с играемым шаром и передав ему поступательное движение, завертевшись волчком, пойдет только вправо.

Левый боковик

(удар в точку строго влево от центра битка)

Действие данного удара аналогично предыдущему, только биток получает вертикальное вращение по часовой стрелке и после столкновения с другим шаром пойдет только влево.

Следующие четыре удара являются наиболее сложными и носят название комбинированных ударов, так как включают в себя одновременно элементы боковых ударов, а также наката или оттяжки (иногда их называют боковой накат или боковая оттяжка).

Верхний правый боковик, или накат вправо

(удар в точку вправо и вверх от центра битка)

Данный удар выполняется, если необходимо, чтобы биток после столкновения с прицельным шаром покатился вправо и при этом вперед. Удар кием наносится в верхнюю правую часть шара плавно и протяжно. Накат вправо сообщает шару три вида движения:

Поступательное движение вперед;

Ускоряющее движение - накат,

Некоторое, на глаз едва заметное отклонение в правую сторону благодаря боковому вращению шара вокруг вертикальной оси, то есть эффе.

Верхний левый боковик, или накат влево

(удар в точку влево и вверх от центра битка)

Последствия данного удара аналогичны предыдущему, только биток уходит влево и вперед.

Нижний правый боковик, или оттяжка вправо (удар в точку вправо и вниз от центра битка)

В результате удара биток после столкновения «оттягивается» назад и вправо.

Нижний левый боковик, или оттяжка влево

(удар в точку влево и вниз от центра битка)

В этом случае «свой» шар, столкнувшись с играемым, «оттягивается» назад и влево.

Однако не всегда следует ударять точно в одну из указанных девяти точек битка - большое значение имеет удаление «своего» шара от играемого. Например, если перед ударом накатом биток стоит на расстоянии 0,5–2,5 м от прицельного шара, то удар кием наносится примерно в точку, расположенную посередине между центром «своего» шара и его верхним краем. При ударе о другой шар биток хоть и потеряет часть полученной энергии, но сохранит вращение вокруг горизонтальной оси, которое и даст ему возможность продолжать движение намного дольше, чем если бы у него такого вращения не было.

Если же «свой» шар отстоит от прицельного на 0,2–0,5 м, то при таком ударе кием по битку наката не получится, так как шар на столь коротком отрезке не успеет получить вращение нужной силы. Поэтому в данном случае для получения наката наносится короткий сильный удар почти в самый верхний край шара.

Необходимо производить аналогичную корректировку при выборе точки удара с учетом взаимного расположения битка и играемого шара (при выполнении оттяжки и боковых ударов).


Отраженные удары: дуплет и абриколь

При игре отраженных шаров, то есть дуплетах, триплетах и т. п., следует учитывать три закона физики, применимые в бильярде:

2) угол падения может быть не равен углу отражения (при боковике);

3) с увеличением числа ударов шара о борт возрастает вероятность попадания его в одну из луз (если начальное движение шара не перпендикулярно и не параллельно ни одной из линий бильярда).

Итак, основными ударами при игре отраженных шаров являются:

а) дуплет;

б) абриколь.


Дуплет

Дуплет - удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу (рис. 13).



Играть дуплетом можно вне зависимости от того, стоит ли прицельный шар около борта, или нет - вся разница будет в прицеле. Для результативного исполнения дуплета необходимо правильно рассчитать точку нанесения удара по битку и точку прицела.

Прямой дуплет

В данном случае прицельный шар бьют прямо «в лоб», в самый центр шара. Сила удара при игре прямым дуплетом в среднюю и угловую лузы различна. Дуплет в среднюю лузу выполняют несильным ударом с расчетом, что если шар не сыграет, а стукнется о губки лузы, он отойдет на некоторое расстояние и явной подставки не произойдет. В угловую же лузу надо играть только сильным ударом: если сыграть тихим, то при неточном ударе подставки не избежать.

Резаный дуплет

Этот удар более сложен, чем «прямой» дуплет. В позиции, когда угол падения не равен углу отражения, прицельный шар лучше «резать», а не играть «в лоб». При этом угол отражения может увеличиться по сравнению с углом падения (рис. 14).



Круизе

Удар выполняется так же, как и резаный дуплет, но в случае, когда биток стоит под тупым углом к линии, соединяющей средние лузы (рис. 15).



Абриколь

Напомним, абриколь - это удар, при котором биток сначала ударяется о борт, а затем в прицельный шар (рис. 16).



Например, если прицельный шар закрыт промежуточными шарами, играть можно битком, пущенным в сторону от них и отраженным от борта. Биток слегка подкручивается влево или вправо в зависимости от его положения.

Чтобы полностью контролировать исполнение дуплета и абриколя в бильярде необходимо:

Определить точку прицеливания при ударе от борта;

Выстроить в уме траекторию движения прицельного шара;

Определить силу нанесения удара;

Правильно определить точку нанесения удара по прицельному шару.

Существует несколько физических законов, к которым следует обращаться при исполнении отраженных шаров.

Напомним два из них:

1) угол падения равен углу отражения (при простом ударе);

2) угол падения может быть не равен углу отражения (при боковике).

Как же определить точку прицеливания при нанесении ударов от борта? Для этого есть несколько методов.

«Математический расчет»

Если биток и прицельный шар находятся на одном расстоянии от борта, стоит прицелиться в точку на борту, прямо посередине между шарами. А как быть в ситуации, показанной на рис. 17?



В данном случае подойдет формула: Y = АХ:(А + В). Но вы вряд ли будете ходить вокруг стола с линейкой и калькулятором, поэтому разумнее использовать бриллианты на бортах стола, сопоставляя расстояние между бриллиантами и удаленность шаров от борта. Да, для этого нужны хороший глазомер и четкое представление игровой ситуации в уме, на чем и строится бильярдное мастерство.

«Крест»

Мысленно нарисуйте крест, как на рис. 18.



Одна линия пойдет от битка до точки на борту напротив прицельного шара, а вторая - от прицельного шара до аналогичной точки напротив битка. Данные прямые имеют, естественно, точку пересечения. Точкой прицеливания (М) будет проекция точки пересечения прямых на борт. Данный метод легко использовать, если шары находятся на относительно небольшом расстоянии друг от друга. Определенная таким образом точка прицеливания, в соответствии с законами геометрии, точно совпадаете точкой прицеливания, вычисленной по указанной выше формуле.

«Параллели»

Находим точку посередине между прицельным шаром и битком (рис. 19).



Затем мысленно проводим линию между точкой на борту напротив прицельного шара и точкой, определенной вначале. Траектория движения битка будет параллельна данной линии. Этим методом не стоит пользоваться, если расстояние между шарами слишком большое.

Найденная таким способом точка прицеливания, естественно, совпадает с точками, определенными указанными выше методами.

«Прямоугольник»



На ней отложим точку, удаленную от борта на такое же расстояние, как и биток. Соединим эту точку, точку, на которой находится биток с точками на борту напротив битка и прицельного шара: таким образом получится прямоугольник. Предполагаемая точка прицеливания будет верной, если она находится посередине стороны прямоугольника, прилегающей к борту. Если же вы неправильно определили предполагаемую точку прицеливания, нет ничего страшного: вы ее все равно уже нашли. Это точка посередине между Z и X.

«Зеркальное отражение»

Этот метод следует применять, когда биток и прицельный шар практически равноудалены от борта, то есть соединяющая их линия почти параллельна борту (рис. 21).



Представьте себе шар, который находится на таком же расстоянии от борта, как и прицельный, и на той же перпендикулярной борту линии. Если угол невелик, вы можете даже обозначить линию от битка до «воображаемого» шара с помощью кия. Так вот, точка пересечения этой линии с бортом и будет являться точкой прицеливания.

Бильярд (фр. billard, от фр. bille - шар или фр. billette, billart - палка) - собирательное название нескольких настольных игр с разными правилами, а также специальный стол, на котором происходит игра.

Характерной особенностью всех бильярдных игр является передвижение шаров с помощью кия.

Помещение, специально оборудованное для игры на бильярде, - Бильярдная.

Родиной бильярдной игры считают Индию или Китай.

Теория прицеливания

При выполнении ударов по прицельным шарам необходимо выбрать так называемую истинную точку прицела.

Представим себе линию, проходящую через середину лузы А до центра играемого шара (см. рисунок). Точка М (помечена красным цветом), расположенная на стороне этого шара, обращенной в обратную от лузы сторону, и является истинной точкой прицеливания, так как именно в ней необходимо соприкосновение обоих шаров для того, чтобы прицельный шар оказался в лузе. Для облегчения нахождения этой точки можно прикинуть кием, т. е. поцелить в лузу один играемый шар, а потом уже целить "своего" в найденную точку. Но так обычно поступают начинающие игроки. Опытные спортсмены одним взглядом безошибочно определяют точку прицеливания и наносят точные удары.

Но для правильного сыгрывания шара определить точку прицела еще недостаточно. Надо еще уметь правильно ударить шар. Для этого необходимо полностью сосредоточиться на предстоящем ударе, пытаясь охватить глазами воображаемые траектории движения "своего" и "чужого" и, сделав 2-4 прицельных взмаха, уверенно нанести удар кием в соответствующую точку. Иногда начинающие игроки долго целятся, делая до 5-6 и более взмахов кием, в результате удар получается "неверный", шар в лузу не попадает. Это происходит потому, что кульминационным моментом перед ударом являются те короткие несколько секунд, в течение которых играющий напрягает до максимума свое внимание, и если время прицеливания затянуть, то еще до удара наступает закономерное расслабление мышц, зрения и удар получается не результативный.

Техника прицеливания

Перво-наперво определяем предполагаемый путь прицельного шара в лузу. Затем определяем точку прицела.

Для это необходимо:

  • знать (или измерить) диаметр шара. (Стандартные шары в русском бильярде имеют диаметр 60 и 68мм., в американском - 57 мм.);
  • отложить вдоль линии предполагаемого пути прицельного шара 1/2 диаметра в сторону, противоположную заказанной лузе. Это и будет точка прицела.

Все, что вам остается, это прицелиться в эту точку и совершить удар по битку...

Теперь разберем все это применительно к практике.

Система прицеливания

В системе прицеливания самое главное - выбор линии удара и места попадания битка. Точность удара зависит от умения хорошо видеть линию удара. Для отработки этого навыка существует много упражнений, но основным остается упражнение у зеркала. Другим необходимым упражнением является забивание битка в лузу с разных точек на столе.

Но сначала надо научиться правильно смотреть.

Работа глаз. Из множества способов прицеливания и работы глаз (кто-то в момент удара смотрит в прицельный шар, кто-то - в точку попадания, кто-то - в биток) я предлагаю тот, который помогает мне делать точный удар.

Вначале, до принятия стойки, я вижу место попадания битка сверху. Для этого перед прицельным шаром мысленно ставлю «мнимый» шар, который вместе с прицельным находился бы строго на линии, проходящей через середину лузы. Этому нелегко научиться сразу, но если специально тренировать свой взгляд, то со временем вы легко будете представлять этот вспомогательный шар.

Затем я представляю коридор от битка к «мнимому» шару и посередине этого коридора мысленно провожу линию удара. Видение коридора от битка к месту попадания особенно помогает при выполнении ударов с различными резками (см, следующий пункт), а также при забивании битка, когда надо представить коридор, по которому биток отскакивает от прицельного шара в лузу. После того, как я определил место попадания и линию удара, становлюсь в стойку и начинаю выставлять кий по этой линии. При этом я не делаю движения кием вперед-назад, а только вправо-влево, чтобы поместить кий точно по линии удара.

После этого начинаю водить вперед-назад одним весом кия, следя только за кончиком, что позволяет мне видеть, совпадают ли его движения с линией удара.

Делаю 3-6 замахов, после чего останавливаю кий около битка, делаю короткую паузу и, не поднимая головы, а тем более плеч, перевожу взгляд на место попадания битка, стараясь сконцентрироваться так, чтобы ничто меня не отвлекало. Потом плавно отвожу руку назад, делаю паузу и плавно «отпускаю» кий его весом вперед, как бы имитируя движение морской волны, набегающей на причал.

При этом я мысленно представляю, что кий «дойдет» до прицельного шара, а самого битка как будто и нет - в момент удара нельзя терять концентрацию взгляда на месте попадания.

Резка. В этом приеме самое главное - умение видеть место попадания битка и линию удара. Этому помогает «мнимый» шар, мысленно приставленный К прицельному. Если представить «мнимый» шар трудно, можно использовать иной метод: делить прицельный шар воображаемой линией по вертикали, чтобы определить, насколько нужно его «срезать». Затем мысленно провести коридор от битка к прицельному шару так, чтобы линия коридора, например, слева, совпала с вашей вертикальной линией на прицельном шаре (при забивании прицельного шара в угол налево).

Умение видеть коридор помогает определить место попадания битка.

Представьте, что задача заключается не в том, чтобы забить прицельный шар, а в том, чтобы направить биток так, как если бы вы его забивали в лузу. Когда такая концентрация внимания войдет в привычку, ваши результаты начнут улучшаться.

Пауза

Необходимо сделать две паузы. Одну - в момент остановки кия перед битком, после того, как вы убедились, что кий движется по одной линии, и вторую - в конце замаха перед нанесением удара.

Эти паузы могут быть очень короткими, почти незаметными, но чем «глубже» они, тем более контролируемым, я бы даже сказал, осознанным становится удар.

После первой паузы плавно отведите кий назад, как будто вы натягиваете тетиву лука. Тело при этом остается неподвижным. Правое плечо не поднимается вверх: если перед последним замахом вы невольно привстанете, в результате можете потерять линию удара и нанести неточный удар.

В момент второй паузы в конце последнего замаха старайтесь следить за тем, чтобы правое плечо оставалось на месте Смещение плеча - незаметная, но вредная ошибка, потому что в этом случае удар наносится не по заданной линии удара.

Научитесь плавно стартовать кием после второй паузы, чтобы начало движения шло от кисти, а не от плеча.

Хочу обратить внимание на то, что когда вторая пауза получается глубокой (продолжительностью 1-2 секунды), вы почувствуете, как стоите: в спокойном состоянии вы стоите твердо и неподвижно. Надо уметь снимать напряжение, тогда вы быстрее научитесь делать точный удар.

Бильярд – очень популярная игра во всем мире, которая требует определенной сноровки и подготовки. Но чтобы быть ее поклонником, не обязательно быть профессионалом в этой области. Среди любителей бильярда есть много новичков, играющих «для себя», чтобы отдохнуть и расслабиться. Но не все любители могут похвастаться наличием необходимого реквизита для игры. Для желающих купить бильярдный стол в Минске цены разнообразны. Все зависит от качества и марки стола.

Можно ограничится мини-бильярдом, сэкономив на стоимости и пространстве. Но просто купить мини-бильярд для дома недостаточно. Чтобы научиться играть в эту увлекательную игру, нужно знать основные принципы и методы.

Теория прицеливания

В бильярде есть такое понятие, как истинная точка прицела. Это место на прицельном шаре с обратной стороны от лузы, по которой нужно ударить другим шаром, чтобы прицельный попал в лузу. Новички не всегда легко находят эту точку, а профессионалам достаточно одного взгляда, чтобы безошибочно отправить шар в лузу.

Но чтобы отправить шар точно в цель, недостаточно просто правильно прицелиться. Важно еще и правильно ударить. Самым точным обычно является удар после 2-4 взмахов руки, когда нарастает максимальное напряжение и внимание. Новички этим правилом пренебрегают, взмахивая 6, а то и 8 раз. В итоге кульминация сосредоточенности проходит, наступает логическое расслабление мышц и снижение внимания, поэтому удар становится не результативным.

Техническая сторона прицеливания

Сначала нужно для себя условно представить предполагаемый путь шара в лузу. Далее – определить точку прицела, о которой мы уже говорили. И, собственно, сам удар, уверенный и четкий.

Существует множество систем тренировки, которые отрабатывают умение правильно видеть линию удара. Кто-то следует самой распространенной – работе с зеркалом, другие – упражняются в забивании с разных точек на игровом поле. Различаются и точки концентрации внимания во время удара: кто-то смотрит на шар, кто-то в лузу, а кто-то – на биток. Некоторые и вовсе представляют так называемый «мнимый» шар и коридор, по которому он проходит. Каждый выбирает именно тот способ, в котором он достигает лучших результатов.

Но для всех перечисленных методов обязательным есть соблюдение правила двух пауз.

Первая пауза делается, когда кий останавливается перед битком, и вы убедились, что кий и рука двигаются в одном направлении. Вторая пауза нужна уже в конце замаха перед самым ударом.

Обе паузы должны быть контролируемыми. Важно в эти моменты не изменить положения спины и не поднять плечо, иначе линий прицела будет потеряна.