Правила игры в бильярд – Карамболь (французский бильярд). Что такое карамболь? Карамболь 7 фишек

Карамболь - разновидность игры в бильярд, при которой не нужно забивать шары в лузы (чаще всего используются бильярдные столы без луз) . Эта одна из старейших французских игр популярна и сегодня.

Существует несколько разновидностей игр:

  • Открытая партия,
  • Кадре 41/1,
  • Кадре 72/2
  • Карамболь от одного борта,
  • Карамболь от трех бортов,

    Пожалуй, главная особенность пятиборья заключается в том, что все пять игр - “Открытая партия”, “Кадре 47/1”, “Кадре 74/2”, “Карамболь от одного борта” и “Карамболь от трех бортов” - проводятся карамбольном столе без луз.

    Карамболь от трех бортов

    Самой сложной в пятиборье и одной из наиболее престижных в мировом бильярде игр считается “Карамболь от трех бортов”, или в буквальном переводе “Трехбортовый бильярд”. Эта игра требует от спортсмена высочайшей техники владения шаром и совершенного геометрического мышления. С нее мы и начнем рассказ о европейском карамболе.

    Игра ведется тремя шарами - красным, желтым и белым. Последние два - битки. Каждый партнер на протяжении всей игры играет только своим битком. Смысл игры заключается в том, чтобы биток игрока, выполняющего удар, коснулся любого из двух других шаров, затем отразился как минимум от трех бортов (отсюда и название игры), а потом попал во второй шар. Возможен и иной вариант удара вначале касание битком трех бортов, а затем карамболь по обоим шарам, однако, во всяком случае до столкновения со вторым шаром, биток должен непременно совершить обход не менее трех бортов бильярда.

    За каждый успешно выполненный карамболь игрок получает одно очко. В случае неудачи право на удар переходит к сопернику. Игра ведется до пятнадцати очков, а общий счет партий - до трех побед Если первым 15 очков набрал игрок, начинавший партию, его соперник имеет право на завершающую серию ударов, так что результатом партии может быть и ничья.

    Право первого удара разыгрывается весьма оригинально. Шары устанавливаются на бильярде. Оба игрока одновременно бьют по биткам так, чтобы, отразившись от дальнего короткого борта, шар вернулся к ближнему. Тот, чей шар встанет ближе к короткому борту, у которого находятся в момент розыгрыша игроки, и начнет игру. Если шары встали одинаково, розыгрыш повторяется. При этом ни в коем случае нельзя задевать красный шар. Касание его автоматически означает проигрыш розыгрыша.

    В начале игры шары выставляются в позицию, и первый удар проводится битком обязательно по красному шару. Правила игры, в сущности, немногочисленны. Если при ударе чужой шар вылетает за борт, он просто выставляется на свою первоначальную точку без каких-либо последствий для бьющего. Вылет за борт своего шара влечет переход права на удар к сопернику, который начинает серию из начальной позиции. Кроме того, бьющий может потребовать восстановления начальной позиции и в том случае, если его биток встал вплотную к красному шару.

    Соревнования по “Карамболю от трех бортов”, ежегодно проводящиеся в рамках Мирового кубка по бильярду, собирают множество поклонников этой красивой, зрелищной и динамичной игры, а сам Кубок по праву считается наиболее престижной наградой в мировом бильярде.

    Открытая партия

    Играется до 500 очков. Карамболь здесь разрешается делать произвольно - касание битком борта стола не обязательно. Каждый успешный удар приносит одно очко. Однако, когда все три шара в процессе игры соберутся в одной из угловых запретных зон, бьющий может сделать карамболь только один раз. Если после карамболя хотя бы один шар не вышел за пределы зоны, право на удар переходит к сопернику.

    Кадре 47/1

    Игра ведется на столе, расчерченном на девять зон (см. рис. 4). Сторона квадратов в углах стола составляет 47 сантиметров. Играть шарами, собравшимися вместе в одной из зон, так же как и в открытой партии, можно лишь один раз. Чтобы не прервать серию, игрок должен позаботиться о том, чтобы к следующему удару зону покинул хотя бы один шар.

    Кадре 74/2

    Эта игра весьма схожа с предыдущей. Стол здесь делится на шесть зон (рис. 5), внутри которых допускается два карамболя.

    Карамболь от одного борта

    Название игры говорит само за себя: перед столкновением со вторым шаром биток должен по меньшей мере один раз отразиться от борта.

    Во всех этих играх право на первый удар разыгрывается так же, как и для “Карамболя от трех бортов”, а начальная позиция несколько отличается - шары выстраиваются в линию.

  • Сложнейшие правила, требуют специальных навыков, мастерства.
    Игра карамболь в России не очень прижилась, но играют. Особое распространение получила в Европе, Южной Америке, Японии.

    Общие правила карамболя

    1. Столы, шары, оборудование
    Все правила игр, приведенные ниже, разработаны для столов, шаров и оборудования, соответствующих стандартам, описанным в спецификации игрового оборудования BCA.

    2. Используемые шары
    Два белых и один красный шар. У каждого игрока свой белый шар, который служит битком при выполнении удара, в то время как красный шар никогда не используется в качестве битка. Для того чтобы можно было отличить битки, один из них помечен двумя или тремя точками. Примечание: в игре "Карамболь с четыремя шарами" используется четыре шара.

    3. Удар по битку
    Удар считается правильным, если он нанесен по битку наклейкой кия.

    4. Определение игрока, который будет выполнять начальный удар
    Для того чтобы определить, кто из игроков будет выполнять начальный удар, используется либо процедура раската, либо жребий (на официальных турнирах применяется только раскат). Игрок, выигравший раскат или жребий, может произвести начальный удар сам, либо уступить это право сопернику.

    5. Розыгрыш начального удара (раскат)
    Красный шар выставляется на заднюю отметку (исключение: игра "Карамболь с четыремя шарами"). Удар производится с руки из-за передней линии.
    - Один игрок становится слева, другой - справа по отношению к передней отметке.
    - Удары производятся одновременно в направлении заднего борта и обратно к переднему борту.
    - Игрок, биток которого остановится ближе к переднему борту, выигрывает право первого удара в партии.
    - Шар должен коснуться заднего борта по крайней мере один раз. Другие бортовые соударения не принимаются во внимание,
    за исключением перечисленных ниже.
    Раскат считается автоматически проигранным если:
    - шар переместился на половину стола противника или;
    - шар ни разу не коснулся заднего борта или;
    - шар выскочил за пределы стола или:
    - шар коснулся красного шара.
    Если оба игрока совершили нарушения, описанные выше, или судья не может определить, какой из шаров ближе, то процедура раската повторяется снова.
    При раскате игроки должны выполнить удар одновременно, но не обязательно абсолютно синхронно.

    6. Выбор битка
    Игрок, выигравший раскат, может выбрать биток (сплошной белый или помеченный), которым он будет пользоваться в течение всей игры. Если количество игроков нечетное, то в качестве битка используется шар, который "не был" битком во время предыдущего удара (исключение: игра "Карамболь с четыремя шарами").

    7. Расстановка шаров
    Красный шар выставляется на заднюю отметку; биток игрока, проигравшего раскат, - на переднюю отметку. Биток игрока, выполняющего начальный удар, должен быть расположен на передней линии на расстоянии не более шести дюймов от передней отметки (относительно центра битка).
    Примечание: в игре "Карамболь с четыремя шарами" используется иная схема расстановки шаров.

    8. Первый прицельный шар
    Игрок, производящий начальный удар, сначала должен коснуться красного шара, а только затем битка оппонента. Если вначале биток все же коснулся битка соперника, то это квалифицируется как ошибка и серия играющего заканчивается, а набранное очко не зачитывается (исключение: игра "Карамболь с четыремя шарами"). При всех последующих ударах последовательность контактов с красным (или розовым в игре "Карамболь с четыремя шарами") и белым шарами не имеет значения. При всех последующих ударах в качестве первого прицельного шара можно выбирать и красный (или розовый в игре "Карамболь с четыремя шарами") шар, и биток оппонента. (Исключение "Красный шар").

    9. Нога на полу
    Во время удара (в момент контакта наклейки и битка), по крайней мере одна нога игрока должна находиться в контакте с полом,
    в противном случае удар признается фолом. Обувь должна быть нормальной с точки зрения размера, формы и способа ношения.

    10. Удар во время движения шаров
    Удар считается нарушением, если при его выполнении любой из шаров на столе (в том числе биток) находится в движении. Вращающийся на месте шар считается движущимся.

    11. Завершение удара
    Удар не завершен (как следствие, не засчитан) до тех пор, пока все шары на столе не остановятся (в том числе вращающиеся на месте).

    12. Фол при касании шаров
    Нарушением считается удар, касание или любой другой вид контакта битка, который находится «в игре», а также любого прицельного шара с чем-либо (телом, одеждой, мелком, машинкой, шафтом кия и т.д.) кроме наклейки кия (пока она прикреплена к кию), которая может коснуться битка единожды при выполнении правильного удара.

    13. Фол при двойном ударе
    Если наклейка кия касается битка более чем один раз в течение удара, то это считается нарушением. Если, по мнению судьи,
    наклейка кия находилась в контакте с битком во время его касания прицельного шара, то это также считается фолом. Если судья решит, исходя из характера звука, позиции шаров или их поведения, что во время удара было два раздельных контакта наклейки кия и битка, то удар квалифицируется как нарушение.

    14. Фол при пропихе
    Удар считается нарушением, если в его процессе биток пропихивается наклейкой кия таким образом, что контакт кия и битка длится более чем мгновение, соответствующее обычному удару. Если судья решит, что во время удара игрок протолкнул или пропихнул биток наклейкой кия, то этот удар квалифицируется как фол.

    15. Выскочивший биток
    Если удар привел к тому, что биток выскочил за пределы игровой поверхности стола, то это считается нарушением.

    16. Общие правила при фоле
    Хотя в разных играх наказания за нарушения могут отличаться, существует ряд общих правил: серия игрока, нарушившего правила, заканчивается; очки, набранные с нарушением, не засчитываются.

    17. Неправильный перескок
    Если игрок, нанося удар ниже центра битка («подковыривает» или «подбрасывает» биток), отрывает его от поверхности стола с целью обойти мешающий шар, то это расценивается как нарушение. Подобный прыжок может быть вызван случайно и может не считаться фолом, но в некоторых ситуациях, например, когда в процессе удара происходит касание битка наконечником или шафтом, это все же расценивается как фол.

    18. Наказание при умышленном фоле
    Удары по битку, находящемуся в игре, не могут наноситься ничем кроме наклейки кия (например, наконечником, шафтом и т.д.).
    Подобные удары считаются нарушением согласно п.12 настоящих правил, но если судья полагает, что такой удар был нанесен умышленно, он должен предупредить игрока о том, что повторное подобное нарушение в течение партии приведет к проигрышу. Если игрок повторно нарушит данное правило, то за ним признается поражение.

    19. Самопроизвольно двигающиеся шары
    Если шар сдвигается, катится, поворачивается или двигается каким-либо другим способом самопроизвольно («сам по себе»), то его нужно оставить в сложившейся позиции и продолжить игру.

    20. Ответственность игрока при нарушении правил
    Игрок несет ответственность за мелок, машинки, приспособления для правки наклейки кия или любые другие предметы, которые он принес или использует рядом со столом. Если игрок, например, роняет кубик мела или сбивает наконечник машинки, то он несет ответственность в случае касания подобным предметом любого шара, находящегося в игре.

    21. Выскочившие шары
    Шары, которые после выполнения удара оказались за пределами поверхности стола (на борте, на полу и т.д.), считаются выскочившими. Шары могут выскочить на поверхность борта в процессе игры, но при этом они не считаются выскочившими за пределы стола, если они вернулись на игровую поверхность самостоятельно, без касания какого-либо предмета, не являющегося частью стола. Стол должен состоять из обычных своих компонентов. (Шары, которые коснулись чего-либо, не являющегося частью стола, например, крепления светильника, мелка на борте и т.д., считаются выскочившими за пределы стола, даже если они вернулись на поверхность стола в результате подобного контакта). Все выскочившие шары выставляются, после того как шары на столе прекратят свое движение (см. п. «Выставление выскочивших шаров»).

    22. Вмешательство, не вызванное игроком
    Если перемещение шаров во время матча не вызвано ни одним из игроков (или игрока толкнули так, что это повлияло на положение шаров), то позиция шаров до инцидента должна быть восстановлена с максимальной точностью, после чего игра продолжается без наложения какого-либо штрафа. Если это официальный матч, то положение шаров должен восстановить судья. Это правило также действует в случае любых стихийных воздействий, таких как землетрясения, ураганы, падение осветительных приборов, отключение электричества и т.д.

    23. Определение правильного отыгрыша
    Отыгрыш считается правильно выполненным, если после контакта битка с прицельным шаром до борта был доведен хотя бы один шар.
    Примечание: правила игры «Трехбортный карамболь» по версии Бильярдной Ассоциации Соединенных Штатов (USBA) запрещают преднамеренные отыгрыши.

    24. Ограничение на количество отыгрышей
    Игрок не имеет права выполнять несколько преднамеренных отыгрышей подряд. Если последняя серия закончилась отыгрышем, то в начале следующего игрового подхода игрок обязан произвести попытку результативного удара. Невыполнение этого правила считается нарушением.

    25. Удар после отыгрыша
    Если игрок совершил нарушение или выполнил преднамеренный отыгрыш, то в начале следующей серии он обязан выполнить "удар после отыгрыша". Это значит, что игрок должен произвести явную попытку результативного удара. Если игрок вновь прибег к отыгрышу (вне зависимости от того соблюдены или нет условия правильного отыгрыша), то ему объявляется фол.
    Примечание: требования данного пункта неприменимы к правилам игры «Трехбортный карамболь» по версии Бильярдной Ассоциации Соединенных Штатов (USBA).

    26. Выставление выскочивших шаров
    Если выскочил биток, то он выставляется на переднюю отметку (если она занята, то биток выставляется на заднюю отметку, если она также занята, то - на среднюю). Если выскочил белый прицельный шар, то он выставляется на переднюю отметку (если она занята, то биток выставляется на заднюю отметку, если она также занята, то - на среднюю).
    - Если выскочил красный прицельный шар, то он выставляется на заднюю отметку (если она занята, то шар выставляется на переднюю отметку, если она также занята, то - на среднюю).
    - Если выскочили и биток, и прицельный шар, то биток выставляется первым, а затем уже прицельный шар, следуя описанным выше правилам.
    - Если выскочили оба прицельных шар, то они выставляются, следуя описанным выше правилам.
    - Если биток занимает одну из отметок, предназначенную для выставления какого-либо прицельного шара, то в первую очередь выставляется прицельный шар, отметка которого не занята. Следующий прицельный шар выставляется в соответствии с описанными выше правилами.

    Карамболь - разновидность безлузного бильярда и определение удара, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.

    Карамбольные игры свое развитие получили во Франции. Первые упоминания о трехшаровой карамбольной партии было в 1775 году: 2 белых и один красный шары (как и теперь). Если в карамболь играли сначала на лузных столах, то с усовершенствованием киев и наклеек, которые позволяли делать невообразимые удары (в 1827 году француз Манго предложил свой кий и кожаную наклейку) лузы на столах исчезли. Шар можно было пускать по любой траектории. Боковые удары (les effets) «французские» получили большое значение.

    Бильярдное оборудование:
    Столы: 4,5×9 футов; 5×10 футов (1382×2764 мм; 1536×3072 мм), высота - 749 мм, безлузные с подогревом;
    шары: вес 198 - 213 г, диаметр - 62 мм;
    кии: вес - 480−520 г, длина - 1350-1500 мм.

    Общие правила

    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ШАРЫ
    2 белых шара (или белый и желтый) и один красный. У каждого из игроков свой белый шар в качестве битка. Один биток имеет для отличия 2 или 3 цветных точки.

    РАССТАНОВКА ШАРОВ
    Красный шар - на заднюю отметку. Биток соперника - на переднюю отметку. Биток игрока - на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.

    НАЧАЛЬНЫЙ УДАР
    При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного в любом порядке.

    ОТЫГРЫШ
    При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром или биток или прицельный шар дошел до борта. Несоблюдение условия - фол (ошибка). Запрещается отыгрываться 2 раза подряд. Если это произошло, то также объявляется ошибка.

    ВЫСТАВЛЕНИЕ ШАРОВ
    Выскочивший биток выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята - на центральную точку).
    Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше.
    Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если за борт выскакивает сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе. Если биток не выскочил за борт, то любой результативный удар засчитывается и после выставления прицельных шаров игрок продолжает серию. Во всех случаях после нарушения соперник принимает сложившуюся позицию на столе.

    БИТОК ВПЛОТНУЮ К ПРИЦЕЛЬНОМУ ШАРУ
    В этом случае игрок имеет право: - выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток - на переднюю отметку и биток соперника - на центральную отметку; - произвести удар в сторону от прицельного шара, т.е. биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную. Неправильно выполненный удар в сторону от шара - ошибка. Если сделан выбор п.1, а соответствующая точка занята, то шар выставляется на точку, предназначенную для мешающего прицельного шара.

    БИТОК ВПЛОТНУЮ К БОРТУ
    Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определенное число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не принимается в учет. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.

    УСЛОВИЯ ИГРЫ
    Количество игроков - двое или трое. Используемые шары: белый, белый с точками (или желтый), красный. Цель игры - набрать первым заданное количество очков - 30−60. Счет - за каждый результативный удар 1 очко (результативный удар - биток касается 2-х прицельных шаров без ошибок).

    Однобортный карамболь

    ПРАВИЛА ИГРЫ
    Прицельный результативный удар дает право продолжить серию. При выполнении удара необходимо, чтобы биток либо до соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, или после соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, а затем другого прицельного шара. В противном случае - штраф. За каждую ошибку с текущего счета списывается одно очко.

    Трехбортный карамболь

    ЦЕЛЬ ИГРЫ
    Первым набрать определенное количество очков (30−60). За каждый правильный результативный удар начисляется 1 очко.

    РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ УДАР
    - если биток касается прицельного шара, затем 3-х или более бортов и попадает во второй прицельный шар;
    - если биток касается 3-х или более бортов, а затем двух прицельных шаров;
    - если биток касается борта, затем прицельного шара, затем 2-х или более бортов и попадает в другой прицельный шар;
    - если биток касается 2-х или более бортов, затем прицельного шара, затем одного или более бортов и попадает в другой прицельный шар.

    НАЧАЛЬНЫЙ УДАР
    Выполняется в соответствии с общими правилами. За удар, выполненный с нарушением, объявляется штраф, право удара переходит к сопернику и очки не засчитываются.

    ПРАВИЛА ИГРЫ
    1. Каждый результативный удар дает право продолжить серию;
    2. За выскочившие шары объявляется ошибка (фол);
    3. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта.

    ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЯ
    Серия заканчивается, а очки не засчитываются (но не вычитаются).

    Открытая партия

    ПРАВИЛА ИГРЫ
    Игра ведется до 400−500 очков. При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. Каждый карамболь стоит 1 очко. Красный шар ставится на точку 3, биток соперника - на точку 1. Начальный удар производится согласно общим правилам. Карамболь можно сделать от шара и от бортов.

    ОСОБЕННОСТИ
    В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к партнеру, но штраф не берется.

    Кадре 47/1

    ОСОБЕННОСТИ
    На столе размечается 9 зон: 6 квадратов у коротких бортов со стороной 470 мм (47 см) и 3 прямоугольных зоны.

    ПРАВИЛА ИГРЫ
    В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров должен покинуть зону (красный или биток противника). Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (опять только 1) карамболя.

    Кадре 74/2

    ОСОБЕННОСТИ
    Стол размечается на 6 зон: одна линия делит стол пополам, 2 другие - параллельно коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.

    Артистический карамболь

    В данной разновидности карамболя игрок должен выполнять удары со строго определенным для каждого случая количеством и последовательностью соударений битка с прицельными шарами и бортами. Для каждого удара шары выставляются в определенную позицию. Также в некоторых положениях на стол может выставляться одна или несколько фишек для определения траектории движения шаров.

    Для выполнения удара играющему дается три попытки. В зависимости от степени сложности, за каждый успешный удар начисляется от 4 до 11 очков. Набор позиций для каждого соревнования определяется путем случайной выборки из 76 обязательных. Если один из шаров в результате удара покинул пределы стола, удар считается неудачным, даже если все прочие условия выполнены.

    Для успешного удара в большинстве позиций используются приемы (экстремальные резки, удары массе), которые чаще всего не находят применения в других разновидностях карамболя и прочих играх на бильярде. Поэтому такие удары зачастую называют трюковыми или артистическими, отсюда название игры.

    7 фишек на «пирамидном» столе

    1 Столы, шары и оборудование

    Игра в семь фишек проводится на пирамидных бильярдных столах комплектом из трёх шаров и семи фишек с использованием киёв, машинок и мелков, соответствующих стандартам ФБСР.
    Шары, которыми ведётся игра, маркированы. Два из них белого цвета, они могут иметь собственные номера и используются в игре как прицельные шары. Третий шар отличается цветом, он не имеет номера и используется в игре всегда как биток.
    Фишки, которыми ведётся игра, должны быть лёгкими и иметь форму способствующую отражению их от шаров, чтобы не оказывать существенного влияния на характер движения шаров по игровой поверхности стола.
    В этой игре, кроме шаров, присутствуют еще 7 фишек: 4 маленьких высотой 70 мм, 2 средние – 80 мм и одна большая - «Король» – 90 мм. Конфигурация и размеры фишек показаны на рисунке.
    Донышко фишки - немного вогнутое (для лучшей устойчивости на сукне бильярда).

    2 Исходное положение фишек и шаров на столе

    Фишки на столе расставляются следующим образом:

    Большая фишка - «Король» - ставится в центре бильярда на точку 2;
    малые - вокруг короля на расстоянии диаметра шара плюс 2 мм, чтобы шар проходил между фишками.
    Две средние фишки ставятся на точки, расположенные на линии, проходящей через центра коротких бортов, таким образом, чтобы зазор просвета между шаром, стоящим на 1 или 3 точке и направленном в боковую лузу и фишкой был 5 мм. (См. рис.)

    Правила игры

    3 Удар по битку, прицельному шару и розыгрыш начального удара

    Удар по битку и розыгрыш начального удара должен производиться в соответствии с общими правилами пирамидных игр. При ударе битком по прицельному шару достаточно их касания, без доведения шаров до борта.

    4 Цель игры

    Цель игры в семь фишек - раньше соперника списать с фиксированного счёта все предусмотренные игрой очки, сбивая фишки правильными ударами прицельных шаров от борта (бортов).

    5 Счёт очков

    Количество очков, которое начисляется игроку за сбитые фишки, имеет некоторые особенности:

    За фишки, стоящие на первой и третьей стандартных точках стола начисляется по 30 очков;
    - за центральную фишку «Король», если она сбита вместе с любой рядом стоящей фишкой, начисляется 25 очка;
    - за центральную фишку «Король», если она сбита одна, а все четыре фишки вокруг неё остались стоять, начисляется 50 очков;
    - за все пять центральных фишек начисляется 100 очков;
    - за боковые фишки, стоящие около центральной, начисляется по 5 очков;
    - за все семь сбитых фишек присуждается победа, если они сбиты правильным ударом, а если с нарушением, то к текущему счёту прибавляется количество очков, с которого начиналась игра (300, 500 и т.д.).

    За сбитые правильно фишки с текущего счёта игрока очки списываются, а за штрафные фишки очки прибавляются к текущему счёту.

    Если при ударе битком по прицельному шару не произошло касания шаров, за такой удар к текущему счёту нарушителя прибавляется 5 очков. При попадание битка в лузу налагается штраф прибавлением 5 очков.

    6 Ведение игры

    Перед началом игры соперникам определяется фиксированная сумма очков, которую они должны списать в процессе игры со своего счёта (например: 300, 500 и т.д.)
    Правильные удары и списание со своего счёта очков предусматривает определённую последовательность действий игрока. При этом возможны два варианта:
    1. Игрок ударяет битком по прицельному шару напрямую, далее прицельный шар должен коснуться борта (бортов) и только после этого прицельный шар правильно сбивает фишку (фишки) напрямую или от бортов;
    2. Игрок ударяет битком в борт или несколько бортов, далее биток должен удариться в прицельный шар и только после этого прицельный шар правильно сбивает фишку (фишки) напрямую или от бортов.

    Передача движения от одного шара к другому с последующим сбиванием фишек прицельным шаром (шарами) предусматривает обязательное касание перед этим борта.

    Игрок продолжает серию ударов, пока не завершит партию, списав все свои очки, или не собьёт ни одной фишки, или нарушит правила игры.

    Начальный удар производиться битком "из дома" по прицельному шару, установленному в зоне третей точки.

    Все очки, которые игроку начисляются последовательно за правильные удары, списываются с текущего счёта игрока.

    Если игрок в процессе удара или серии сбивает любую фишку битком или нарушает правила игры, то вся сумма сбитых очков зачисляется в штраф.

    Если игрок в процессе удара не собьёт ни одной фишки, или нарушит правила игры, в игру вступает соперник, принимая сложившееся положение шаров на столе.

    Если вследствие удара биток или прицельный шар покидают игровое поле стола, то удар засчитывается как штрафной. Прицельный шар ставится на стол в зоны первой или третей точек (на стороне противоположной положению второго прицельного шара). Выскочивший биток вводится в игру ударом "с руки из дома", а прицельные шары устанавливаются на свои точки.

    Если прицельный шар забиваются в лузу (лузы), игроку за это начисляется 5 очков за каждый забитый шар, и он имеет право продолжить серию. Прицельный шар ставится на стол в зоны первой или третей точек (на стороне противоположной положению второго прицельного шара).

    Карамбольный удар по схеме: "удар битком по одному прицельному шару, далее битком по другому прицельному шару" засчитывается за 5 очков и даёт право продолжить серию ударов.

    Существует два варианта карамбольного удара.
    1-й вариант – биток ударяется в прицельный шар, затем производит касание с другим прицельным шаром.
    2-й вариант – Заказной карамболь. Игрок перед ударом объявляет заказ - «Карамболь». Если после удара происходит «Карамболь», то засчитывается 5 очков. Если «Карамболь» не состоялся, то игрок штрафуется на 5 очков.

    При любом штрафном ударе соперник нарушителя имеет право заставить нарушителя продолжить игру из сложившейся позиции.

    Если в процессе ведения игры шар или шары остановились на точках, где должны располагаться фишки около 1-й и 3-й точки, и установка фишек на своих точках невозможна, то она ставится на точку, расположенную в центре отрезка соединяющего 1-ю и центральную или 3-ю и центральную точки бильярдного стола.

    Если в процессе ведения игры шар или шары остановились на точках, где должны располагаться фишки около центральной точки бильярдного стола, и установка фишек на своих точках невозможна, то они устанавливаются по схеме указанной в таблице.

    Карамболь с кеглями на лузном бильярде (7 кеглей).

    Общие правила

    1. Столы, шары, оборудование

    Все правила игры, приведенные ниже, разработаны для столов предназначенных для игры в Пирамиду, шаров и оборудования, соответствующих стандартам.
    Разрешается играть с «машинкой», мазиком и длинным кием.

    2. Используемые шары

    Два белых и один красный шар. Красный шар используется в качестве битка. Для того чтобы можно было отличить белые шары, один из них помечен цифрой 1, а второй помечен цифрой 2.

    3. Используемые кегли

    Король

    Рядовая фишка (свита)

    Фишки 1 и 3 точек.

    4. Удар по битку
    Удар считается правильным, если он нанесен по битку наклейкой кия.

    5. Определение игрока, который будет выполнять начальный удар
    Для определения игрока, который будет выполнять начальный удар, используется процедура раската, либо жребий (на официальных турнирах применяется только раскат). Игрок, выигравший раскат или жребий, может произвести начальный удар сам, либо уступить это право сопернику.

    6. Розыгрыш начального удара (раскат)
    Белые шары выставляются на заднюю отметку. Удар производится с руки из-за передней линии. Один игрок становится слева, другой - справа по отношению к передней отметке. Удары производятся одновременно в направлении заднего борта и обратно к переднему борту. Игрок, биток которого остановится ближе к переднему борту, выигрывает право первого удара в партии. Шар должен коснуться заднего борта по крайней мере один раз. Другие бортовые соударения не принимаются во внимание, за исключением перечисленных ниже. Раскат считается автоматически проигранным если:

      шар переместился на половину стола противника или шар ни разу не коснулся заднего борта или шар выскочил за пределы стола.

    Если оба игрока совершили нарушения, описанные выше, или судья не может определить, какой из шаров ближе, то процедура раската повторяется снова. При раскате игроки должны выполнить удар одновременно, но не обязательно абсолютно синхронно.

    7. Начальный удар

    Начальный удар выполняется из «дома» с руки. При нанесении удара корпус игрока, его одежда или кий не должны выходить за линию продолжения длинного борта. Начальный удар разыгрывается обязательным прямым попаданием битка по шару стоящему на дальней части стола (обычно возле кегли в «доме» (точка №1) ставят шар №2, а возле дальней точки (точка №3) шар №1). Разыгрывание начального удара любым другим ударом (абриколь, от нескольких бортов) не допускается. При не попадании в прицельный шар насчитывается штраф 5 очков. В случае, если при этом сбиты кегли, то их сумма прибавляется к штрафу.

    8. Расстановка кеглей и шаров

    https://pandia.ru/text/80/403/images/image002_24.gif" width="50" height="52">

    Расстановка центральных кеглей

    5 кеглей (с «королем») устанавливают на столе обычным порядком. Еще 2 кегли ставят на 1 и 3 точки бильярда, а рядом с каждой из них по осевой линии стола в направлении короткого борта ставят по одному белому шару, на расстоянии половины диаметра шара (или на размер мелка для намеливания наклейки).

    9. Общие правила.

    Перед началом партии каждому участнику записывается договоренное количество очков (Обычно – 300 или 500), партия ведется до их списания до нуля.

    Сбивать кегли разрешается:

    Белым шаром или шарами, предварительно отразившимися от борта или бортов;

    Белым шаром после карамболя по нему битком, отразившимся от другого белого шара;

    Белым шаром после контакта его с битком, отразившимся от борта (бортов).

    Сбивать кегли битком не разрешается. В случае, если биток собьет кеглю непосредственно либо толкнет лежащую кеглю, которая покатится и собьет стоящие кегли, все набранные очки считаются для играющего штрафными и приписываются к его счету.

    Сбитые кегли оцениваются так:

    Каждая из 4 кеглей, расположенных вокруг «короля», - 5 очков;

    - «король» (при падении с другими кеглями) – 25 очков;

    - «король» (упавший один, без окружающих его кеглей) – 50 очков;

    - «король» и 4 окружающие его кегли – 100 очков;

    Каждая из двух кеглей, устанавливаемых на 1 и 3 точках бильярда – 30 очков;

    Все 7 кеглей – победа в партии либо штраф в размере стартового количества (300 или 500), если при ударе совершен фол;

    Сыгранный карамболь (попадание битком в белый шар, после того как биток отразился от другого белого шара) – 5 очков;

    Забитый в лузу белый шар (после этого выставляется на свою стартовую точку) – 5 очков.

    За каждый фол устанавливается штраф в размере 5 очков (дополнительно к счету сбитых кеглей при выполнении биллии).

    При штрафуемом ударе все очки, набранные игроком, приписываются к его счету.

    Если после сбивания кегли, устанавливаемой на 1 или 3 точку бильярда, ее место окажется занятым шаром или шарами, то эта кегля временно, до освобождения точки ее установки, ставится по продольной оси бильярда, посередине между занятой точкой и ближайшей кеглей, стоящей в центральной зоне стола на этой оси.

    Если участник, выполняющий биллию, наберет очки, приводящие его счет к нулю, то он должен для окончательной победы в партии обязательно сделать отыгрыш, т. е. выполнить удар без сбивания кеглей. При отыгрыше один из шаров (белый либо биток) должен обязательно коснуться борта; в противном случае взимается штраф, который вместе с набранными в билли очками прибавляется к счету играющего.

    Игра ведется по «серии» - играющий делает удары до тех пор, пока падают кегли и не будет совершен фол либо безрезультативный удар. После него право удара переходит к следующему участнику.

    Если после падения центральных кеглей их место займет шар или шары, то кегли расставляются по строго определенным схемам.

    DIV_ADBLOCK32">

    20. Выскочившие шары
    Шары, которые после выполнения удара оказались за пределами поверхности стола (на борте, на полу и т. д.), считаются выскочившими. Шары могут выскочить на поверхность борта в процессе игры, но при этом они не считаются выскочившими за пределы стола, если они вернулись на игровую поверхность самостоятельно, без касания какого-либо предмета, не являющегося частью стола. Стол должен состоять из обычных своих компонентов. (Шары, которые коснулись чего-либо, не являющегося частью стола, например, крепления светильника, мелка на борте и т. д., считаются выскочившими за пределы стола, даже если они вернулись на поверхность стола в результате подобного контакта). Все выскочившие шары выставляются, после того как шары на столе прекратят свое движение (см. п. «Выставление выскочивших шаров»).

    21. Вмешательство, не вызванное игроком
    Если перемещение шаров во время матча не вызвано ни одним из игроков (или игрока толкнули так, что это повлияло на положение шаров), то позиция шаров до инцидента должна быть восстановлена с максимальной точностью, после чего игра продолжается без наложения какого-либо штрафа. Если это официальный матч, то положение шаров должен восстановить судья. Это правило также действует в случае любых стихийных воздействий, таких как землетрясения, ураганы, падение осветительных приборов, отключение электричества и т. д.

    22. Определение правильного отыгрыша
    Отыгрыш считается правильно выполненным, если после контакта битка с прицельным шаром до борта был доведен хотя бы один шар.

    23. Ограничение на количество отыгрышей
    Игрок не имеет права выполнять несколько преднамеренных отыгрышей подряд. Если последняя серия закончилась отыгрышем, то в начале следующего игрового подхода игрок обязан произвести попытку результативного удара. Невыполнение этого правила считается нарушением.

    24. Удар после отыгрыша
    Если игрок совершил нарушение или выполнил преднамеренный отыгрыш, то в начале следующей серии он обязан выполнить "удар после отыгрыша". Это значит, что игрок должен произвести явную попытку результативного удара. Если игрок вновь прибег к отыгрышу (вне зависимости от того соблюдены или нет условия правильного отыгрыша), то ему объявляется фол.

    25. Выставление выскочивших шаров
    Если игрок выбьет за борт белый шар, то этот шар ставится на стартовую точку, штраф не налагается, сыгранные очки записываются играющему, но удар переходит к сопернику.