Игровой клуб. Общие правила игры Подготовка к игре

«Шляпа» - это игра для большой хорошей компании, в которую играют все вместе. Каждый из игроков по очереди пытается объяснить, показать или нарисовать какое-то слово, а все остальные стараются это слово угадать. Те, кому это удалось, а также игрок, объяснявший слово, получают победные очки. Бывает, что объяснить надо сразу несколько слов, причем время всегда ограничено. Более того, игрок может сократить отведенное ему время или усложнить свою задачу каким-то другим способом и тогда он получит больше очков. Новые слова игроки достают из Шляпы. Количество вариантов огромно. Участники игры сами выбирают, чем наполнить Шляпу меняя сложность слов, тематику, язык. В Шляпе каждый раз могут оказаться новые, неизвестные игрокам слова, а при желании Вы можете даже сами придумывать слова для игры в «Шляпу».

Подготовка к игре

Разберите на отдельные колоды карточки: «Шляпа», «Объяснить», «Нарисовать» и «Показать». Перемешайте каждую колоду отдельно и разместите их на столе «рубашкой» вверх. Карточки «+1/+5» сложите надписью «+1» вверх в центре стола так, чтобы всем игрокам было удобно их брать. Рядом положите карточки «-1/-3».Подготовьте часы с секундной стрелкой или секундомер, а также чистую бумагуи ручку.В качестве секундомераможно использовать мобильный телефон или КПК.Потребуется еще какая-то емкость, откуда игроки будут доставать листки со словами, лучше всего для этой цели подойдет чья-нибудь Шляпа. Но это может быть любой головной убор или, например, мешочек, пакет. Сложите в Шляпу листки со словами, которые будете использовать. Игрокам не следует смотреть, какие слова попадают в Шляпу.

Игра

Игру начинает владелец Шляпы. Если такого нет или их несколько, то право первого хода определяется жребием. Этот игрок открывает верхнюю карту с колоды «Шляпа». На карте указан способ и количество разыгрываемых слов. В зависимости от указанного способа игрок должен объяснить, нарисовать или показать эти слова. Остальные участники игры должны эти слова угадать.Объясняя , игрок не может называть слово, которое он объясняет, однокоренные слова (к словуили его частям), это жеслово в переводе на другой язык. Также нельзячто-либо писать, рисовать, показывать жестами.Рисуя, игрок не может говорить или показывать что-либо. Нельзя писать буквы и цифры (включая римские). Допускается указывать рукой на участника игры, высказывающего правильные версии относительно угадываемого слова, и кивать.Показывая, нельзя говорить, а можно только изображать слова пантомимой. Нельзя также писать в воздухебуквы и цифры, но можно показывать счет на пальцах.На каждой карточке «Шляпа» указывается время, за которое необходимо разыграть (объяснить, показать или нарисовать) соответствующее количество слов. Время всегда засекает игрок, сидящий справа от разыгрывающего карточку.Игрок может сам усложнитьсебе разыгрывание слов и получить за это больше очков:
  • можно сократить время, для этого нужно бросить кубик и обратиться к специальной таблице, входящей всостав набора игры. Ограничение по времени для разыгрывания слов будет зависеть от результата броска,способа и количества слов;
  • можно потянуть верхнююкарту из колоды Дополнительных условий, соответствующей способу, которым разыгрываются слова. Тянетсятолько одна карточка. ВзявДополнительное условие, игрок должен будет разыгрывать все слова с учетом правила, указанного во взятой карточке.
  • Игрок сам решает, какое усложнение использовать ичто делать сначала: бросать кубик или тянуть карточку.Можно использовать только одно или сразу оба усложнения.Когда игрок определился со способом, количествомслов, временем и дополнительными условиями он тянет из Шляпы первое слово. С этого момента засекается время. Если должно разыгрываться несколько слов,можно сразу взять из Шляпы слова в нужном количестве, но игрок не должен смотреть их сразу, а толькопо очереди, по мере их объяснения. Конечно, еще несыгранные слова нельзя показывать другим участникам игры.
    1. Цель игры – за ограниченное время объяснить партнёру как можно больше слов, вытянутых из шляпы.
    2. Общий ход игры
      Игроки садятся вокруг стола (обычно — 6-10 человек). В шляпе находится некоторое количество слов, написанных на бумажках; игроки этих слов не знают. В каждый момент времени играют два человека - объясняющий и отгадывающий, остальные игроки ждут своей очереди и слушают.
      Объясняющий игрок по команде судьи достаёт из шляпы бумажку, читает написанное на ней слово (про себя) и объясняет это слово отгадывающему игроку, не используя слова, однокоренные загаданному, а также ненормативную лексику. Отгадывающий игрок предлагает версии до тех пор, пока не назовёт загаданное слово. После этого объясняющий откладывает бумажку с ним в сторону, достаёт следующую бумажку и объясняет следующее слово. Отгаданные слова в шляпу не возвращаются. По истечении времени судья останавливает игру. Если слово не отгадано, то объясняющий возвращает бумажку в шляпу, не сообщая игрокам и зрителям загаданного слова. После этого шляпа переходит к следующему по часовой стрелке игроку.
    3. Разновидности игры
      Игра может происходить в двух форматах: парном и личном.
      1. Парная игра. При парной игре, как чаще всего и играют в компаниях, все игроки разбиваются на пары (поэтому число играющих обязательно должно быть чётным). Игроки каждой пары садятся друг напротив друга, чтобы не было путаницы со сменой игроков. Каждый игрок объясняет слова только своему партнёру. Каждая пара получает столько очков, сколько слов она отгадала. Можно играть либо заранее определённое число «кругов» шляпы вокруг стола (например, каждый объясняет слова по семь раз), либо до тех пор, пока не кончатся слова (но тогда пары окажутся не в равных условиях — кто-то загадает больше раз).
      2. Личная игра. При игре в личном зачёте каждый игрок объясняет слова разным игрокам. За каждое загаданное и за каждое отгаданное слово игрок получает по очку. Обычно при личной игре подсчёт очков производится судьей. При игре в полевых условиях можно каждую бумажку с отгаданным словом рвать пополам и отдавать её половинку отгадавшему слово (вторую оставляет у себя объяснивший). Тогда количество половинок бумажек, собранных игроком, и есть число его очков.
        Оптимальная схема для личной игры — когда каждый загадывает слова каждому по одному разу. Каждый круг все игроки загадывают слова тому, кто сидит за столом относительно них в определённом положении. Например, в первый круг все загадывают слова соседу слева, во второй круг — игроку через одного слева, и т.д. Или ещё можно играть так: в первый круг все загадывают сидящему напротив, во второй — тому, кто сидит правее того, кто напротив, в третий — тому, кто левее сидящего напротив и т.д. Если игроков слишком много или слов слишком мало, можно играть и не полный набор кругов.
    4. Частности
      1. Загадываемые слова - существительные нарицательные в единственном числе (если оно есть; «ножницы» и т.п. загадывать можно). Слово считается отгаданным, если отгадывающий произнёс его в любой форме (например, «Мама мыла…» — «Раму», если загадано «Рама»). Слово считается отгаданным, если отгадывающий произнёс слово, звучащее так же, как написанное на бумажке, так называемый омофон (например, «Такой с колчаном» — «Лук», если загадано «Луг»). Можно также совмещать эти правила (например, «Я вступаю в…» — «Брак», если загадано «Брага»).
      2. однокоренные* загаданному слову. Слова, имеющие ту же приставку или суффикс, что и загаданное, произносить можно, не сообщая при этом, что у загаданного слова такая же приставка или суффикс. Объясняющему запрещено произносить аббревиатуры, одна из букв которых обозначает загаданное слово (например, нельзя говорить «МГУ» для «Университет»).
      3. Объясняющему запрещено произносить слова, созвучные загаданному слову (а также слова, имеющие общие морфемы с загаданным), сообщая явно или намекая при этом (например, выделяя интонацией), что слова созвучны (или имеют общие морфемы, например, «большезга»). Объясняющему запрещено произносить слова, не существующие в русском языке, если такие слова вместе с загаданным и, возможно, дополнительными буквами образуют существующее слово. Например, нельзя сказать «птеро…» (для «дактиля») — так как вместе они образуют «птеродактиль», а также «бомбо…» (для «убежища») — так как вместе они образуют «бомбоубежище».
      4. Объясняющий не может никаким образом апеллировать к буквам и слогам загаданного слова («первая буква – такая же, как и у …», «убери последние четыре буквы», «слово из трёх слогов» и т.п.). В частности, нельзя загадывать слова, прямо называя их анаграммы (например, «анаграмма от слова рост» нельзя, а «анаграмма к слову, обозначающему высоту» можно). Также запрещено апеллировать к начертанию буквы («круглая приставка», «в середине как крест»). Однако разрешено апеллировать к частям слова , не уточняя их размер («измени начало слова», «середина – как у слова, которое …»), а также к морфемам («измени окончание», «возьми приставку, как у моей фамилии»)
      5. Также запрещено при объяснении передавать любую информацию мимикой или жестами .
      6. При объяснении слова нельзя пользоваться переводами в случае, если одного из слов (сказанного объясняющим или его перевода) нет в русском языке с тем же значением. Это включает случаи и без явной апелляции к переводу на заданный язык. Например: нельзя говорить «хенд по-русски», «солнце по-английски» (загаданы рука и сан), «она длинная» (загадан шезлонг).
        Однако, если иностранное слово заимствованием перешло в русский язык, называть его можно: «рефрижератор по-простому», «установка по-английски». Если загадано иностранное слово, допускается говорить, из какого языка оно заимствовано, и произносить перевод: «любослов по-гречески». Также это правило действует в отношении объясняемых приставок и корней иностранного происхождения.
      7. Если игрок использует определённые сигналы к нарушению правил (последовательность интонаций, искажений слова и прочее), то судья первый раз выносит предупреждение, а далее, заметив тот же способ апелляции к нарушению правил, снимает слово. Примеры: игрок произносит слово дважды, чтобы намекнуть партнёру, что слово нужно перевести; игрок громко выкрикивает слово, чтобы намекнуть партнёру, что нужно взять созвучное ему, и т.д.
      8. Если слово загадывается не через смысл, а по созвучию или по частям, то к объяснению любого из вспомогательных слов также относятся ограничения B-F.
      9. Если объясняющий называет однокоренное с загаданным слово или иным образом нарушает правила B-G, он возвращает слово в шляпу (сам или по рекомендации судьи) и передаёт шляпу следующему игроку, тем самым завершив свой ход. Если факт нарушения фиксируется после окончания хода, то слова, загаданные с нарушением или после него, не засчитываются.
      10. Если отгадывающий называет слово, однокоренное загаданному, слово ещё не считается отгаданным. При этом объясняющий может сообщить о том, что загадано однокоренное слово, и попросить уточнить слово.
      11. Объясняющий, отчаявшийся объяснить вытянутое слово, может вернуть его в шляпу и досрочно закончить объяснение. Заменить слово на другое не разрешается.
      12. Время, отведённое на загадывание слов каждой парой игроков, - 20 секунд . После слов судьи «время» объясняющий перестаёт объяснять, а у отгадывающего есть ещё 3 секунды и одно слово на то, чтобы дать ответ, после чего судья говорит «всё», и ответы больше не принимаются. Если загадывающий не смог остановиться после сигнала «время», право трёх секунд отгадывающему не даётся.
      13. Игроки, не загадывающие и не отгадывающие слово в данный момент, не должны ни мешать, ни помогать играющей паре. Не допускается никаким образом обсуждать ещё не отгаданные слова.
      14. Спорные ситуации, а также ситуации, не описанные в правилах, разрешаются проводящим игру судьёй.

    * В случаях сомнения по поводу однокоренности слов ведущий может воспользоваться

    Правила игры

    В игре участвуют две и более пар игроков. Каждая пара образует команду. Количество игроков обязательно должно быть чётным. Для игры также желателен ведущий, не принимающий участия в игре.

    Для игры требуется шапка (отсюда название игры) или любая другая непрозрачная ёмкость, а также карточки (разрезанные или разорванные кусочки бумаги).

    Перед началом игры каждый игрок должен придумать шесть (или более, иногда менее) слов и написать их на карточках (по одному на карточку), никому не показывая. Точное количество слов оговаривается перед началом игры, все игроки должны написать одинаковое количество слов.

    Для целей урока слова пишет учитель, это и должны быть закрепляемые понятия. Возможно, что-то на повторение.

    Слова необходимо записывать разборчивым почерком, лучше всего - крупными заглавными печатными буквами.

    Когда все игроки придумали и записали слова на карточках, все карточки складываются и помещаются в шляпу.

    После этого игроки случайным образом делятся на команды. Для этого удобно использовать игральные карты . Из колоды достаются пары карт (красной и чёрной масти) одинакового достоинства, согласно количеству игроков; перемешиваются и раздаются. Игроки, получившие карты одинакового достоинства, образуют команду. Если под рукой нет карт, можно написать номера команд на карточках и раздать их случайным образом.

    Игровой процесс

    Участники рассаживаются в два ряда лицом друг к другу, так, чтобы игроки одной команды сидели друг напротив друга.

    Перед началом каждого тура, ведущий засекает время (обычно, 20 или 30 секунд).

    По команде ведущего (или, в его отсутствие, игрока другой команды), игрок первой команды, сидящий справа в своём ряду, достаёт из шляпы карточку со словом и пытается объяснить его значение своему визави .

    При объяснении не допускается:

    • Использование однокоренных слов (нельзя объяснять слово «загон» при помощи слова «гнать»). Если загаданное слово многокоренное, то в объяснении нельзя использовать ни один корень.
    • Использование прямых переводов слов или их корней на другие языки (нельзя объяснять слово «столовая » при помощи слова «table »)
    • Использование прямых переводов корней иностранных слов (нельзя объяснять слово «либерал » при помощи слова «свобода »)
    • Использование жестов (в том числе - указание на предметы)
    • Использование созвучных слов (нельзя объяснить слово «кабак » при помощи слов «табак » или «кабан »).

    Допускается и даже приветствуется использование похожих по звучанию слов, синонимов , пространных объяснений, метафор и прочих приёмов, не противоречащих вышеупомянутым правилам. При этом слова, созвучные с загаданным, также необходимо объяснять, а не называть напрямую.

    Визави выдвигает версии того, какое слово написано на карточке. Объяснения и версии должны проговариваться громко, чтобы все игроки могли их слышать.

    Если визави угадал написанное слово и назначенного времени с начала тура ещё не прошло, то карточка переходит в собственность играющей команды и игрок достаёт из шляпы следующую карточку. Если угадано второе слово, то игрок достаёт третье, и так далее.

    Если игрок при объяснении нарушил правила, то карточка изымается из игры.

    Для учебных целей возможно карточку оставить в шляпе.

    Тур заканчивается по истечении назначенного времени или при изъятии карточки из-за нарушения правил.

    Если по истечении назначенного времени игрок так и не сумел объяснить очередное слово своему визави, то карточка возвращается в шляпу.

    После окончания тура шляпа переходит к следующему по часовой стрелке игроку. Таким образом, шляпа ходит по кругу: игроки, сидящие в первом ряду, передают шляпу от первой команды к последней, а игроки, сидящие во втором ряду, - наоборот, от последней команды к первой.

    Мы в лагере много играли в разные словесные игры.
    В лагере под Бостоном у нас все взрослые, кажется, приезжают ради вечерней игры в «шляпу».
    В этот раз играли в «шляпу» иногда одновременно 2-3 круга по 12, а то и по 18 человек.
    Разумеется, дети тоже хотели.

    Это как с игрушками — если мама одну из игрушек или книжек особенно любит, то дети тоже эту игрушку начинают выделять.
    И мы стали придумывать, как бы нам сыграть в «шляпу» с детьми.
    Одна из версий была такая:
    мы делаем пары «взрослый-ребёнок»,
    ведущий идёт позади круга и при необходимости помогает детям тихо прочитать нужное слово (впрочем, многие дети в игре начинают читать намного лучше),
    и даём им на объяснение 30 секунд.

    К концу недели многие дети уже намного лучше могли объяснять значения слов, и даже научились объяснять слова жестами.
    Так как же играть в шляпу?
    Подготовка к игре: режем бумагу на узкие полоски, примерно 1 на 10 см,
    и каждый из участников игры пишет 4 слова,
    большими печатными буквами,
    слова — только существительные в именительном падеже,
    не слишком заумные, общеизвестные слова.
    Каждое слово — на своей бумажке,
    и бумажки не сгибаем и не сворачиваем.
    Все бумажки складываем в мешочек, именуемый шляпой, или в кепку.
    С детьми мы на первом этапе выдавали им напечатанные простые слова типа «кошка, сад, забор, горох, монета, карман, лиса, пила» — которые легко читать и легко объяснять.

    Все игроки разбиваются на пары,
    и партнёры садятся напротив друг друга.
    (Можно рассаживаться по желанию, можно делать жеребьёвку — кто с кем)

    Первая часть игры —
    объяснение словами,
    без однокоренных слов.


    Пока одна пара играет, остальные молчат, не подсказывают, не перебивают, не высказывают свои версии.

    Ведущий объявляет «на старт, внимание, марш!»
    И один игрок вынимает из «шляпы» стопочку бумажек, берёт верхнее слово, читает его про себя,
    и потом словами объясняет своему партнёру смысл этого слова,
    а тот старается угадать.

    Если загадано слово с двумя корнями, то нельзя употреблять ни один из корней.
    например, «муравьед» не может быть объяснён как «такой зверь, который ест насекомых».

    Можно объяснять, используя цитаты из известных стихов и песен, но мы не разрешаем объяснение по буквам или «начинается с такой-то буквы».

    Если первый игрок объяснил своему партнёру слово и тот его правильно назвал, то они эту бумажку берут себе, это их выигрыш. А потом пытаются успеть объяснить ещё одно слово.

    Если объяснение начали, но до конца не объяснили или не отгадали, то бумажка отправляется обратно в шляпу.
    Аналогично — если ошиблись.
    За ход нельзя откладывать больше одной бумажки, надо пытаться объяснить хоть как-то.


    Объяснение длится 30 секунд (со взрослыми — мы играем по 15 или 20 секунд)
    Когда время вышло, шляпу берёт следующий игрок.
    По команде ведущего он начинает своё объяснение.
    Иногда одно и то же слово объясняют 2-3 раза, пока придумают способ объяснения.


    Потом, когда слова в «шляпе» заканчиваются,
    каждая пара подсчитывает «улов» — сколько слов удалось им объяснить.
    Слова хорошо бы запоминать — это помогает во втором и третьем туре игры.


    тут выручает память.
    Кто запомнил слова из первого тура, тому легче.

    дерево — берёза!
    вкусное — печенье!
    поливать — огород!


    иногда одного слова и жестов хватает, иногда партнер не может вспомнить слово — и приходится эту бумажку откладывать.

    Третий тур — только жестами.


    Это чрезвычайно весело, и даже со стороны приятно посмотреть!

    Профессор математики садится в кресло парикмахера.
    - Подстригите меня пожалуйста.
    - С удовольствием, профессор, но сначала снимите шляпу.
    - О, простите, я и не заметил, что здесь дамы!

    "Шляпа"

    Описание и правила популярной игры, которая подходит для веселых компаний, с подробным описанием как правил, так и подготовки к игре и её вариаций.

    Игра "Шляпа" подойдет для любой веселой компании от мала до велика. Для проведения не нужен реквизит, только ручки, листки бумаги и условная "шляпа", куда вы сложите листочки.
    Количество участников: от четырех и более
    Подготовка: каждый участник придумывает и записывает на листочках существительные (от 5 и больше, в зависимости от количества участников и договоренности, но как правило чем больше - тем лучше). Карточки со словами собираются в непрозрачную емкость ("шляпу") и перемешиваются.
    Игроки произвольно разбиваются на пары.
    Суть игры: за отведенное время объяснить своему партнеру как можно больше слов так, чтобы он их правильно назвал.
    При объяснении строго запрещено:
    - использовать однокоренные слова. То есть, если вы пытаетесь передать слово "черпак", произносить слово "черпать" нельзя;
    - использовать прямой перевод самого слова или его корня на любой иностранный язык. То есть не стоит русское слово "солдат" заменять английским "solger";
    - бессовестно показывать на объясняемый предмет пальцем или любой другой частью тела;
    - использовать рифмующиеся слова. То есть комбинацию "клюшка" - "плюшка" стоит приберечь для лучших времен.
    При этом вы можете использовать для объяснения созвучные объясняемому слова, метафоры и прочее, если это не противоречит написанному выше. При условии, что их вы тоже не называете прямо, а объясняете.
    При любом нарушении правил или спорной (порой конфликтной) ситуации карточка изымается из игры, и игрок приступает к следующей.
    Если партнер угадал слово, играющая команда получает очко, и участник приступает к следующей. И так до тех пор, пока не закончится отведенное команде время (как правило, оно составляет 30 или 60 секунд).
    По истечении времени, ход по часовой стрелке переходит к следующей команде, и так далее. То есть, фактически, шляпа дрейфует по кругу из рук в руки до тех пор, пока в ней остаются карточки.
    Побеждает пара, набравшая наибольшее количество очков.
    Вариации: усложнить задание (или наоборот, это в зависимости от талантов и предпочтений играющих) можно вводом дополнительных условий, например:
    - слова объясняются звуками или пантомимой (если первое невозможно)
    - слова рисуются и угадываются по рисунку
    - слова объясняются только глаголами или прилагательными.
    Условия задаются отдельно или в комбинации между собой.

    - анекдот про французский шляпный магазин вместо эпилога:

    Французский шляпный магазин

    Мадам больше часа примиряет шляпку.
    Продавец невозмутимо выносит новые и новые коробки.
    Вдруг дама успокаивается и говорит:
    - Я, пожалуй, возьму вот эту, упакуйте, пожалуйста...
    Продавец молча кладет шляпку в коробку.
    - ... сколько с меня?
    - Нисколько, Мадам. Вы в ней пришли...

    В комментариях можно рассказать, как Вы играли в игру "Шляпа".